Главная » Новые законы РФ » Федеральный закон о кредитной кооперации

Федеральный закон о кредитной кооперации

В кредитные союзы объединяются зачастую мелкие предприниматели, занимающиеся торговлей небольшой продукции, а также офисные служащие и работники. При помощи таких коопераций они могут удовлетворить собственные нужды при необходимости в небольших кредитах. Каждая финансовая организация или объединения должны находиться под надзором государства, именно поэтому был принят Федеральный закон номер 190 о кредитных кооперациях.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон о кредитной кооперации был принят Государственной Думой 3 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года. 190 ФЗ о кредитной кооперации содержит 8 глав и 44 статьи. Этот закон регулирует и регламентирует процессы создания, ведения, внутренних отношений и контроля над всеми видами и категориями кредитных потребительских кооперативов.

Краткое содержание Федерального закона номер 190 о кредитных кооперациях:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, которую настоящий закон регулирует, также дан список терминов и понятий с их определениями, используемые в нем. Перечислены и описаны основы и нюансы создания таких коопераций, а также деятельности внутри коопераций. Дан список видов деятельности, которой имеют право заниматься члены описываемых союзов. Оформлены способы регулирования и контроля кооперативов, а также меры по их безопасности и финансовой устойчивости;
  • Во второй главе описаны процессы создания, изменений, реорганизации и ликвидации кредитных коопераций. Подробно перечислен процесс создания союза, а также процесс регистрации и необходимые для этого документы. Оформлен устав, необходимый для регистрации и осуществления деятельности кредитного союза. Отдельно подробно описаны способы реорганизации и ликвидации;
  • В главе третьей подробно описаны вступления членов в кооператив и их деятельность. Члены кредитных объединений называются пайщиками. В этой главе оформлены списки порядков приема пайщиков в союзы, а также запись каждого члена в специальный гос. реестр. Даны списки прав, обязанностей и полномочий пайщиков. Описаны способы и нюансы, которые нужно учесть, если член хочет выйти из кооператива;
  • В главе номер четыре подробно описаны процессы контроля и управления над кооперативными кредитными объединениями. Даны списки с указанием полномочий органов, регулирующих описываемую область. Перечислены и описаны категории заинтересованных в этой сфере деятельности лиц. Описаны способы и нюансы собраний членов кооперативов, протоколы и отчетность. Перечислены и описаны разные категории таких собраний. Оформлена информация о правлении союза, членах правления и их полномочиях. Также оформлены сведения о специальном единоличном исполн. органе, полномочиях сотрудников этого органа и о его функциях. Перечислены полномочия и описаны функции ревизионного органа, осуществляющего контроль и ревизии. Оформлен комитет, занимающийся в кредитных кооперативах займами;
  • В пятой г. предоставлена вся необходимая информация о деятельности с имуществом, принадлежащим союзу. Описаны источники, откуда может быть по закону поставлено имущество. Перечислена и описана ответственность членов кооператива за принадлежащее им имущество. Оформлена информация о лицах, отвечающих за распределение доходов и расходов, а также способы и процессы распределения. Описан бух. учет кредитного кооператива, его форма и нюансы написания. Оформлен архив, куда складываются все ненужные или необходимые для членов союза документы;
  • В г. шесть описана деятельность членов кредитных потребительских кооперативов, если члены — это физ. лица. Перечислены особенности и нюансы привлечения средств в союз физическими лицами. Оформлена информация о ведении и составлении бух. учета физ. лицами в кредитных объединениях. Описана ответственность за полученное, имеющееся в наличии, либо списываемое имущество, если члены кооператива физические лица;
  • В седьмой перечислены и описаны различные категории и виды кооперативов. Оформлена подробная информация о кооперациях второго уровня, о саморегулируемых объединениях, ассоциациях и союзах. Описана ответственность за полученное, имеющееся в наличии, либо списываемое имущество в саморегулируемых союзах. Отдельно описаны компенсационные фонды и система их выплат;
  • В восьмой оформлены дополнительные требования и заключительные условия и положения настоящего Федерального закона.

Для создания кредитного кооператива используются положения, нормативы и акты Гражданского кодекса РФ, настоящего ФЗ, других Федеральных законов и положения и указы Центрального Банка России.

Последние поправки, внесенные в 190 ФЗ

Последние изменения в закон о КПК были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 292. Согласно этим изменениям большое количество статей было дополнено, полностью изменено или исключено из закона.

Большое количество изменений произошло в статье пять:

  • Во 2 части статьи, в 1 и 4 пунктах были добавлены фразы, уточняющие, что функции Центрального Банка распространяются на саморегулируемые организации и объединения, только в финансовых и экономических сферах, осуществляющие меры и процессы кредитных союзов;
  • Пункты 5 и 6 второй части этой статьи были полностью исключены из закона;
  • Был изменен пункт 7 части 2, согласно которому ЦБ РФ контролирует и регулирует всю деятельность кредитных коопераций, а также следит за точным исполнением членами коопераций положений настоящего Федерального закона и других ФЗ;
  • Во вторую часть были добавлены пункты 8.1 и 8.2, согласно которым Центральный Банк имеет право потребовать любую документацию или материалы у финансовых союзов, включая секретную или скрытую информацию. Также Банк России имеет право требовать и указывать кредитным объединениям, если это необходимо;
  • В 3 части пятой статьи был изменен 4 пункт, согласно которому Центральный Банк России вправе проводить любые необходимые проверки для выявления нарушений закона, специальные сотрудники Банка могут требовать документацию для контроля за исполнением условий настоящего ФЗ;
  • 5 пункт 3 части этой части был исключен из закона;
  • В пункте 9 части 3 был изменен подпункт «г». Согласно ему ЦБ РФ вправе подать иск в суд для ликвидации кредитного кооператива, в случае, если внутри союза были выявлены нарушения ФЗ номер 223 о саморегулируемых организациях в сфере финансов;
  • В пятую статью была добавлена 5 часть. В этой части написано, что все кред. объединения, в которых количество пайщиков превысило 3 тысячи человек, либо если союз достиг второго уровня, обязаны сообщать об изменениях адресов или местоположений офиса объединения. Предоставить обновленную информацию в Центральный Банк сотрудники обязаны в течение 10 дней, если это не было сделано, сотрудники будут нести ответственность за нарушения.

Изменения произошли в статье семь, части 4. В этой части написано, что учредители и создатели кредитного кооператива на первых собраниях принимают решения о вступлении в союз других членов, об утверждении устава, о принятии определенной документации и т. д. Все принятые решения и обсуждения протоколируются.

Изменения произошли в статье 18, в части 5. В случаях, если количество членов кредитного союза превысило 200 человек и планируется провести собрание, уведомление о сборе должно быть вывешено и опубликовано не позднее, чем за 30 дней до мероприятия. Также обязательным условием является публичное выставление объявления о сборе членов кооператива в сети Интернет, по возможности на официальном сайте.

В статье 33, части 4 и в статье 28, части 3 произошли изменения, согласно которым были добавлены уточнения, что описывается имущество и бухгалтерский учет только саморегулируемых организаций, которые ведут деятельность в области финансов.

Полностью была изменена статья 35. В этой статье оформлено, что кредитные союзы (за исключением кооперативов второго уровня) обязательно становятся саморегулируемыми организациями. Установление соответствующего статуса происходит в течение 90 дней после определенных в законе событий.

Среди событий, после которых меняется статус организации на саморегулируемую:

  • Получение соответствующего статуса некомм. организацией, когда в сфере финансов еще нет такого вида организаций на соответствующей территории РФ;
  • При создании кредитной кооперации, если на территории уже существует объединяющая все союзы саморег. организация;
  • Прекращение членства кооператива в саморег. организации.

Правоотношения, устанавливающиеся при становлении кооператива саморегулируемой организацией и при прекращении этого статуса, регулируются не только настоящим ФЗ, но и Федеральным законом номер 223 о саморег. организациях в области финансов. Саморегулируемая объединяющая кооперативы организация контролирует и ведет надзор за деятельностью союзов, чтобы были выполнены все условия и требования законодательства РФ.

ЦБ РФ не контролирует саморег. объединения, в которых количество членов менее трех тысяч человек. Однако существуют исключения:

  • Кредитный союз не относится к каким-либо саморег. организациям;
  • В случае, если поступила информация о возможных нарушениях закона внутри кооператива или организации, проводится проверка и ведется контроль сотрудниками Центрального Банка России.

До того как кредитный кооператив вступает в саморег. организацию, его члены не могут вкладывать средства в деятельность союза, а также не могут привлекать других пайщиков и регистрировать их.

Перечислены функции и обязанности саморегулируемых организаций:

  • Обязана применять меры и требования, оформленные в настоящем законе и в ФЗ 223 о саморег. организациях в области финансов. Меры и требования применяются не только к нарушителям, но ко всем членам кооперативов;
  • Предоставляет отчеты и подробную информацию о деятельности входящих в объединение кооперативов Центральному Банку. ЦБ предоставляет форму и сроки когда должны быть предоставлены сведения;
  • Предоставляет отчеты и подробную информацию о каждом члене органов регулирования кредитных коопераций, а также копии бухгалтерских учетов коопераций;
  • Составляет, анализирует и консультирует кооперативы в области документации, помогает составлять устав, внутренние формы документов и т. д.;
  • Обязана выкладывать в публичный и общий доступ определенную в законе информацию, в сети Интернет на официальном сайте или через СМИ;
  • Организует повышение квалификации или обучение работников и членов кредитных союзов.

Согласно принятым изменениям, статьи 36, 37 и 38 утратили силу и были исключены из закона.

Изменения произошли в статье 39. В части 1 было включено уточнение, что закон распространяется только на саморегулируемые организации в области финансов. Во 2 части была изъята фраза «и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях». Изменилась и 3 часть, в ней написано, что для сохранения и ответственности за имущество, принадлежащее кооперативу, организации вправе требовать у членов союза обязательное страхование.

Каждая часть статьи 40 была изменена согласно последней редакции закона. В 1 части написано, что кооперация в собственном уставе обязана описать процедуру пополнения, процесс создания и размеры компенсационного фонда. Каждый член выплачивает определенный в уставе взнос, который вкладывается в компенсационный фонд и составляет его размер. Во второй части установлены тарифы и денежные суммы взносов в фонд. Обязательным является ежегодное внесение в фонд 0,2% от среднегодового размера активов члена кооператива. Однако взнос не должен превышать 5% от среднегодового актива.

В 3 части 40 статьи оформлена информация о том, что сотрудники саморегулируемой организации имеют право самостоятельно распределять доходы, если они не превышают 20 млн рублей. Возвратность, ликвидность и прибыльность определяются членами объединения в инвестиционной декларации, которая составляется совместно с уставом. В 1, 4, 5, 8, 9 и 10 части уточняется, что закон распространяется только для саморег. организаций в области финансов и кредитования. В 6 части написано, что размещение средств компенсационного фонда позволяет восполнять в будущем средства этого фонда, а также эти средства можно тратить на обеспечение нужд объединения.

В 7 части 40 статьи оформлена информация о компенсационных выплатах, которые выплачиваются членам кооператива. Такие выплаты осуществляются при нехватке имущества для исполнения пайщиком собственных обязанностей. В 11 части написано, что после ликвидации саморегулируемой организации все средства, внесенные и хранящиеся в компенсационном фонде, равномерно распределяются между членами кредитных коопераций. Распределение этих средств, согласно 12 части, осуществляется после собрания всех членов и голосования о равномерном распределении. Во время собрания обязательно выписывается протокол, в котором перечисляются входящие в состав объединения союзы, их вклады в фонд и выписывается доля каждого члена, которую после ликвидации он имеет право забрать.

В 13 части 40 статьи слова гос. реестр были изменены на единый реестр саморег. организаций в финансовой области. В 14 части написано, что управляющие обязаны соблюсти все требования и условия законодательства для составления фонда, поэтому заключить договор с депозитарием. Специализированный сотрудник, депозитарий, следит и ведет контроль за каждым размещением средств фонда. Надзор ведется для установления отсутствия нарушений закона и контроля за соблюдением условий законодательства России.

Статья 41, а также 2 и 3 части статьи 42 утратили силу и были исключены из закона.

Скачать закон о кредитной кооперации с последними изменениями

Кредитные кооперации с каждым годом становятся все популярнее и большое количество лиц становятся их членами. При популяризации какой-либо деятельности, особенно когда эта деятельность связана с финансами, необходим контроль и регулировка от государства. Члены КПК занимаются тем, что получают взносы от граждан, которые перераспределяют в ссуды, выдающиеся пайщикам. Такой вид кредитования стал популярным, потому что нет необходимости в большом количестве документации и средства выдаются достаточно быстро.

Скачать Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ»О кредитной кооперации» можно по ссылке.

О admin

x

Check Also

ФЗ-156 – Об инвестиционных фондах

Федеральный закон под номером 156 регламентирует правовую основу для привлечения денежных средств или имущества – инвестиций. Таковые могут быть получены через размещение акций или путем заключения договоров доверительного управления. Под инвестиционным фондом при этом подразумевается имущественный комплекс, который находится в собственности акционерного общества или в общей долевой собственности физических и ...

ФЗ-152 «О защите персональных данных» с изменениями и комментариями

Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках. Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является ...

ФЗ-135 «О защите конкуренции» с изменениями

В настоящее время широкое распространение получило понятие конкуренция. Определение подразумевает соперничество субъектов экономических отношений, которое выражается в определенного рода действиях, исключающих возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия товарных отношений. В РФ конкуренция экономических субъектов контролируется законодательными актами. Рассмотреть основные положения и последние изменения ФЗ-135 ...

ФЗ-115 «О противодействии легализации отмыванию доходов»

ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» посвящен вопросам регулирования, а также предотвращению операций с денежными средствами, которые направлены на отмывание доходов. В ФЗ-115 указываются предписания для финансовых организаций, которые могут стать невольными посредниками в отмывании доходов, а также необходимые процедуры по предотвращению подобных сделок. В данной статье будет предоставлено описание закона, ...