Главная » Новые законы РФ » Федеральный закон о животном мире

Федеральный закон о животном мире

Животный мир — это достояние всех народов Российской Федерации, существенная часть окружающей среды, биологической и экологической системы, значительный элемент биосферы, возобновляемый природный ресурс, который используется людьми для удовлетворения материальных и духовных потребностей в разумной степени.

Общие положения закона о животном мире

Федеральный закон № 52-ФЗ “О животном мире” был принят Государственной Думой 22 марта 1995 года и подписан президентом Российской Федерации, после чего вступил в силу 24 апреля 1995 года.

Целью настоящего законодательства является регулирование отношений, связанных с использованием животного мира и его охраной для сохранения его разнообразия, устойчивого и динамичного развития, для обеспечения стабильности генофонда и защиты его как ключевой составляющей окружающей среды и экологии.

ФЗ-52 состоит из 61 статьи и 10 глав, предусматривающих следующие аспекты:

  • Глава 1 определяет цели законодательства, его правовую базу, а также полномочия граждан и властей в области охраны животного мира;
  • Глава 2 предусматривает особенности государственного управления в сфере защиты и использования объектов фауны;
  • Глава 3 устанавливает порядок осуществления охраны животного мира и среды обитания его представителей;
  • Глава 4 описывает права и статус лиц, которые уполномочены выполнять функции по охране фауны;
  • Глава 5 определяет правила и лимиты использования ресурсов животного мира;
  • Глава 6 устанавливает права и порядки традиционных методов охраны и потребления средств фауны;
  • Глава 7 предусматривает особенности финансирования проектов по осуществлению охраны и рационального использования объектов животного мира;
  • Глава 8 определяет виды ответственности и меры наказания за нарушение положений настоящего законодательства;
  • Глава 9 согласует установки закона о животном мире с порядками международных договоров;
  • Глава 10 содержит заключительные положения законодательства о вступлении его в силу.

ФЗ №61 с последними изменениями. Подробности тут:

Федеральным законом об охране животного мира и среды обитания его объектов предусматриваются следующие способы его использования:

  • рыболовство;
  • охота;
  • научное, культурно-просветительское, воспитательное и эстетическое исследование и изучение;
  • извлечение пользы от жизнедеятельности определённых представителей фауны, такие как почвообразование, опыление, биофильтрация и другие.

Читайте также 135 ФЗ защите конкуренции здесь:

Использование объектов животного мира с целью извлечения выгоды от их жизнедеятельности осуществляется с изъятием их из среды обитания и без таковой. Органами государственной власти российской Федерации, уполномоченными в сфере контролирования и защиты окружающей среды, устанавливается перечень представителей фауны, которых позволительно извлекать из их среды обитания и которых нет.

Полезная информация о референдуме в РФ здесь:

Изменения, внесенные в 52 ФЗ

В ходе последних изменений ФЗ-52, состоявшихся 3 июля 2016 года, были внесены поправки во второй абзац 32 статьи. Данное положение обязывает граждан и юридических лиц предоставлять документы, подтверждающие право на ношение огнестрельного оружия, на ряду с разрешением на охоту в охраняемых территориях (ФЗ №33 смотрите здесь:).

Статья 4 Федерального закона о животном мире устанавливает право госсобственности на представителей животного мира. Данная статья состоит из следующих ключевых положений:

  • Вся фауна на территории Российской Федерации принадлежит государству по праву собственности;
  • Государству принадлежат суверенные права на представителей фауны исключительно в его границах, в которых оно осуществляют свою юрисдикцию;
  • Владение, использование и распоряжение животным миром совместно производится Российской Федерацией и её субъектами;
  • Настоящий закон позволяет применять гражданское право об имуществе касательно продажи, залога и других сделок с животными;
  • Представители фауны, которые были извлечены из своей среды обитания должным образом, могут принадлежать по праву собственности частным лицам, муниципалитету и государству.

Статья 22 ФЗ-52 предусматривает следующий порядок сохранения среды обитания объектов фауны:

  • Любые виды деятельности, которые влияют на среду обитания животного мира, размножение, нагул и миграцию обитателей фауны, должны производиться в соответствии с требованиями охраны окружающей среды и не приносить ей вреда.
  • В обязательном порядке должны проводиться мероприятия по защите среды обитания представителей фауны при осуществлении следующих действий:
  • строительство населённых пунктов, заводов и других сооружений;
  • внедрение новых технологий и другие виды совершенствования промышленных процессов;
  • ввод неосвоенных земель в сельскохозяйственный оборот;
  • мелиорация земельных участков;
  • использование лесов;
  • осуществление геологических работ;
  • добыча полезных ископаемых;
  • организация рекреационных и туристических мест;
  • При постройке сложных технических сооружений как плотины и гидроэлектростанции, а также при прокладке путей снабжения как шоссейные и железнодорожные магистрали, трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и другие инженерные конструкции, должны разрабатываться и внедряться проекты по сохранению миграционных путей животных, а также мест их скопления, размножения и зимовки;
  • Для охраны видов, которые находятся на грани исчезновения, выделяются особые охраняемые территории в местах их обитания и запрещаются отдельные виды деятельности, которые нарушают жизненные циклы редких представителей фауны;
  • При установлении специальных защитных территорий, на которых запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность, их владельцам, пользователям или арендаторам компенсируются потери согласно законам Российской Федерации и её субъектов.
  • Статья 31 предусматривает следующие права лиц, которые специально уполномочены осуществлять охранные, надзорные и регулирующие действия по использованию представителей животного мира:

    • требовать документы на право находиться на территориях охраняемых заповедников или акваторий, а также документы, разрешающие носить огнестрельное оружие, если таковое имеется;
    • привлекать к ответственности за административные нарушения;
      осматривать вещи, осуществлять личный досмотр, а также останавливать и проводить досмотр транспорта и оружия, включая как огнестрельное, так и другие орудия добычи. Также сотрудники заповедников могут осматривать добытых представителей животного мира и добытой с них продукции как при их транспортировке, так и на местах хранения и переработки;
    • производить изъятие незаконно добытой продукции и объектов фауны, оружия и орудий добычи, транспорта и документов при оформлении соответствующего протокола;
    • осуществлять хранение и ношение специальных средств обороны и служебного оружия;
    • применять при выполнении обязанностей в допустимой норме физическую силу и оружие;
    • покупать и использовать огнестрельное оружие, а также утилизировать в качестве служебного гражданское оружие и охотничьи ружья. Типы и модели допустимого оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации;

    Любые формы воздействия на лиц, уполномоченных осуществлять охрану, надзор и регулирования промысла и использования представителей животного мира, которые мешают им выполнять служебные обязанности, влекут за собой меры ответственности в соответствии с законодательствами Российской Федерации.

    Скачать закон о животном мире в последней редакции

    Для ознакомления с положениями Федерального закона № 52-ФЗ от 24.04.1995 “О животном мире” в актуальной редакции рекомендуется скачать документ по ссылке.

    О admin

    x

    Check Also

    ФЗ-156 – Об инвестиционных фондах

    Федеральный закон под номером 156 регламентирует правовую основу для привлечения денежных средств или имущества – инвестиций. Таковые могут быть получены через размещение акций или путем заключения договоров доверительного управления. Под инвестиционным фондом при этом подразумевается имущественный комплекс, который находится в собственности акционерного общества или в общей долевой собственности физических и ...

    ФЗ-152 «О защите персональных данных» с изменениями и комментариями

    Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках. Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является ...

    ФЗ-135 «О защите конкуренции» с изменениями

    В настоящее время широкое распространение получило понятие конкуренция. Определение подразумевает соперничество субъектов экономических отношений, которое выражается в определенного рода действиях, исключающих возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия товарных отношений. В РФ конкуренция экономических субъектов контролируется законодательными актами. Рассмотреть основные положения и последние изменения ФЗ-135 ...

    ФЗ-115 «О противодействии легализации отмыванию доходов»

    ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» посвящен вопросам регулирования, а также предотвращению операций с денежными средствами, которые направлены на отмывание доходов. В ФЗ-115 указываются предписания для финансовых организаций, которые могут стать невольными посредниками в отмывании доходов, а также необходимые процедуры по предотвращению подобных сделок. В данной статье будет предоставлено описание закона, ...