Главная » Новые законы РФ » ФЗ 5473 1 об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания

ФЗ 5473 1 об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания

Уголовно-исполнительное законодательство, целью которого является исправление осужденных и недопущение совершения новых уголовных преступлений как ранее осужденными, так и иными лицами, имеет достаточно широкую базу нормативно-правовых актов. Условно их можно разделить на три группы:

  • Непосредственно регулирующие аспекты общественных отношений, которые возникают в ходе исполнения и отбывания уголовного наказания;
  • Федеральное законодательство, составляющее правовую основу отдельных видов занятости сотрудников в рамках уголовно-исполнительной системы;
  • Законодательные акты, дополняющие процесс правового регулирования конкретных общественных отношений, к которым отсылает Уголовно-исполнительный кодекс.
    Закон об исправительных органах и учреждениях, который мы рассмотрим в настоящей статье, относится к первой категории.

Основные положения закона

Закон РФ N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» был принят 21 июля 1993 года. Последние изменения настоящий закон претерпел в декабре 2016 года.

Задача уголовно-исполнительного законодательства состоит в:

  • Регулировании процесса исполнения и отбывания уголовных наказаний в местах лишения свободы;
  • Выборе мер, необходимых для исправления осужденных;
  • Защита их прав, свобод и законных интересов;
  • Оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Настоящий закон является законодательной основой работы учреждений и органов, полномочия которых заключаются в исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы и составляющих вкупе единую уголовно-исполнительную систему.

Структурно представлен семью главами, содержащими 38 статей, 7 из которых на настоящий момент утратили законную силу. Рассмотрим тезисно аспекты, которые регламентирует настоящий нормативно-правовой акт:

  • Общие положения: принципы деятельности уголовно-исполнительной системы, профильная законодательная база;
  • Организация и обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы: учреждения, исполняющие уголовные наказания, их использование для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, центральные и территориальные органы, финансовое обеспечение и государственная поддержка, полномочия органов государственной власти субъектов в данной сфере, имущество уголовно-исполнительной системы, обеспечение безопасности ее объектов, содействие перевозчиков и владельцев инфраструктуры подразделениям по конвоированию;
  • Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания: обязанности, права, в том числе права специальных подразделений по конвоированию, порядок исполнения уголовных наказаний, образование, обучение и привлечение к труду осужденных, собственные производства и предприятия учреждений, а также особенности привлечения заключенных к труду на объектах предприятий, не входящих в систему, выполнение работ по хоз. обслуживанию следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания;
  • Права и обязанности работников системы: персонал, его права и обязанности, гарантии сотрудникам, назначенным на должности в органы государственной власти или местного самоуправления, трудовые коллективы предприятий учреждений, порядок награждения;
  • Применение силы, спецсредств и оружия: общие требования, порядок их применения, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника;
  • Правовая и социальная защита работников системы: гарантии личной безопасности персонала учреждений, сотрудников системы и их семей, государственное страхование и компенсация ущерба на случай смерти (гибели) или травмы работников следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, социальные гарантии, единовременная «стартовая» выплата;
  • Надзор за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

Рассмотрим положения отдельных статей. Согласно ст. 1, работа органов пенитенциарной системы строится на принципах законности, гуманизма и уважения человеческих прав.

Согласно статье 5, структура уголовно-исполнительной системы включает в себя:

  • Учреждения, исполняющие уголовные наказания;
  • Территориальные органы системы;
  • Федеральный орган исполнительной власти, основными функциями которого являются правоприменение и надзор;
  • Могут входить также следственные изоляторы, производственные предприятия, научно-исследовательские, медицинские, образовательные и другие организации.

К числу учреждений относятся:

  • Исправительные колонии;
  • Воспитательные колонии;
  • Тюрьмы;
  • Лечебные исправительные учреждения.

В свою очередь, главным органом исполнительной власти в России является созданная по приказу Президента в 2004 году Федеральная служба исполнения наказаний, сокращенно ФСИН. Служба подчиняется Министерству Юстиции РФ. Орган осуществляет следующие функции:

  • Правоприменительные;
  • Контрольные функции в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;
  • По содержанию лиц, которые подозреваются либо обвинены в совершении уголовных преступлений, а также подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию;
  • По контролю за поведением и образом жизни лиц, которые были осуждены на условный срок, а также за выполнением наложенных судом запретов и ограничений лицами, находящимися под домашним арестом по подозрению или обвинению.

Какие были внесены изменения?

В декабре 2016 года с выходом федерального закона N 503-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Наиболее существенные правки коснулись положений закона, регламентирующих порядок применения силы сотрудниками ФСИН в целях пресечения попыток неповиновения заключенных. Еще на этапе обсуждений документ вызвал массовый резонанс. В адрес первоначальной редакции законопроекта правозащитники высказывали мнение, что она едва ли не узаконивала применение пыток в тюрьмах. В итоге было выработано компромиссное решение.

Статья 28 была изложена в новой редакции, а закон также пополнился статьей 28.1 о порядке применения силы, оружия и спец. средств. Закон обязывает сотрудников учреждений, исполняющих уголовные наказания, принимать меры для обеспечения минимально возможного причинения вреда заключенному, незамедлительного оказания медицинской помощи пострадавшему. Медики должны зафиксировать телесные повреждения, нанесенные заключенному. О каждом эпизоде применения силы или оружия с причинением заключенному травм, а также в случае наступления смерти, начальство учреждения обязано сообщать в органы прокуратуры незамедлительно.

В статье 29, также претерпевшей редакцию, прописаны аспекты, связанные с применением физической силы сотрудниками уголовно-исполнительной системы (лично или в составе подразделения). Боевые приемы борьбы должны быть применены только если несиловые способы не возымели должного результата, и прибегнуть к ним можно в следующих случаях:

  • Для пресечения преступлений и правонарушений;
  • Задержания осужденного или заключенного под стражу;
  • В случае неповиновения или противодействия законным требованиям.

Применение оружия и спецсредств допустимо при следующих обстоятельствах (статья 30):

  • Для отражения нападений;
  • Пресечения уголовных преступлений;
  • Пресечения физического сопротивления, неповиновения или противодействия, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;
  • В случае массовых беспорядков и групповых дезорганизующих нарушений;
  • Для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений и транспорта;
  • При конвоировании, охране и сопровождении, если осужденные дают основание полагать, что намерены совершить побег или причинить кому-либо;
  • При попытке насильственного освобождения осужденных из-под охраны при конвоировании;
  • Для задержания лиц, относительно которых есть основания полагать, что они окажут вооруженное сопротивление;
  • Для пресечения побега и задержания бежавших преступников.

Перечень специальных средств, выдаваемых сотрудникам пенитенциарных учреждений, устанавливает российское правительство. В их число входят специальные палки, газовые средства, наручники, электрошокеры, светошоковые и акустические спецсредства. Также в определенных законом ситуациях можно привлекать служебных собак. Законом прописаны порядок и существенные ограничения их применения. Нововведениями было запрещено:

  • Бить по бунтовщикам из водомета при температуре ниже нуля;
  • Применять электрошокер и наносить удары в определенные зоны тела (шея, голова, пах, область сердца и др.)

Отдельная глава в обновленном законе посвящена гарантиям личной безопасности сотрудников органов уголовно-исполнительной системы. В ситуациях, представляющих угрозу (соответствующие обстоятельства также прописаны в законе), сотрудник вправе направить на заключенного огнестрельное оружие. При попытке того приблизиться, сократив указанное расстояние, или прикоснуться к оружию, сотрудник получает право стрелять.

Если применение оружия, специальных средств или физической силы было признано правомерным, сотрудник не понесет ответственности за вред, нанесенный здоровью заключенного. Заведомо незаконный приказ о применении насилия в отношении арестанта не должен выполняться сотрудником.

Скачать закон 5473 1 в последней редакции

Рассмотренный нами закон является вторым по значимости актом после Уголовно-исполнительного кодекса РФ в данной области законодательства. Чтобы подробно ознакомиться с аспектами работы исправительной системы и полномочиями, предоставленными ФСИН, предлагаем скачать Закон РФ N 5473-I от 21.07.93 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в последней редакции.

О admin

x

Check Also

ФЗ-156 – Об инвестиционных фондах

Федеральный закон под номером 156 регламентирует правовую основу для привлечения денежных средств или имущества – инвестиций. Таковые могут быть получены через размещение акций или путем заключения договоров доверительного управления. Под инвестиционным фондом при этом подразумевается имущественный комплекс, который находится в собственности акционерного общества или в общей долевой собственности физических и ...

ФЗ-152 «О защите персональных данных» с изменениями и комментариями

Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках. Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является ...

ФЗ-135 «О защите конкуренции» с изменениями

В настоящее время широкое распространение получило понятие конкуренция. Определение подразумевает соперничество субъектов экономических отношений, которое выражается в определенного рода действиях, исключающих возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия товарных отношений. В РФ конкуренция экономических субъектов контролируется законодательными актами. Рассмотреть основные положения и последние изменения ФЗ-135 ...

ФЗ-115 «О противодействии легализации отмыванию доходов»

ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» посвящен вопросам регулирования, а также предотвращению операций с денежными средствами, которые направлены на отмывание доходов. В ФЗ-115 указываются предписания для финансовых организаций, которые могут стать невольными посредниками в отмывании доходов, а также необходимые процедуры по предотвращению подобных сделок. В данной статье будет предоставлено описание закона, ...