Главная » Новые законы РФ » ФЗ о государственной судебно экспертной деятельности в РФ

ФЗ о государственной судебно экспертной деятельности в РФ

Проведение судебной экспертизы является неотъемлемой частью при расследовании тяжких преступлений и других правонарушений. ФЗ-73 об экспертизе был издан для регулирования процесса проверки, ее сроков и объективности. В статьях закона описаны права экспертов и запрещенные им действия.

Описание закона

Федеральный закон №73 об экспертной деятельности был принят 5 апреля 2001 года Государственной Думой РФ. Одобрен законодательный акт был 16 мая 2001 года. Действовать ФЗ-73 начал 31 мая 2001 года.

ФЗ-73 регламентирует основные направления, цели и принципы организации судебно-экспертной деятельности.

Задача государственной судебно-экспертной деятельности — содействие судам и их судьям, следователям в раскрытии тяжелых преступлений, в дознании и в других следственных моментах, в которых нужны научно-медицинские знания.

Правовой основой судэкспертизы являются:

  • Конституция РФ;
  • ФЗ-73;
  • Кодекс судопроизводства России;
  • Уголовно-процессуальный кодекс;
  • законодательные акты в сфере охраны труда и другие.

Принципы государственной судебно-экспертной деятельности:

  • законность;
  • соблюдение прав и свобод человека;
  • соблюдение прав юридического лица;
  • независимость эксперта;
  • объективность;
  • полнота и обширность исследований;
  • использование современного оборудования и знаний.

Обязательным условием в проведении судебной экспертизы является независимость эксперта. Он не должен принадлежать ни одному из органов власти, в частности тому, для кого проводится экспертиза. Полагаясь на свои знания и проведенные исследования, эксперт выдает заключение.

Давление на эксперта уголовно наказуемо. Согласно закону, исследования должны проводиться объективно с использованием научных знаний и показателей.

Скачать текст закона

Закон включает в себя 6 глав и 43 статьи. ФЗ-73 регламентирует информацию об обязанностях и правах руководителей судебно-экспертной деятельности. Последние поправки в закон о государственной экспертизе были внесены 15 сентября 2015 года.

Чтобы ознакомиться подробнее с последней редакцией Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности Российской Федерации», скачайте его по ссылке.

Последние изменения ФЗ «О судебной экспертизе»

Последний раз в закон вносились поправки 15 сентября 2015 года.

В статью 13 ФЗ-73 был добавлен Кодекс административного судопроизводства РФ в правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность.

Статья 37 закона была дополнена информацией о видах процессуальных дел, для которых судебно-экспертные учреждения вправе проводить экспертизу. Согласно закону, экспертиза может проводиться по гражданским, административным и арбитражным делам.

Статья 16 73 ФЗ регламентирует обязанности эксперта:

  • беспрекословное принятие полученной от руководителя экспертизы;
  • проведение объективной экспертизы с использованием научных знаний;
  • если проведение экспертизы по веским причинам невозможно, то эксперт пишет аргументированное письмо лицу, которое ее заказало;
  • держать в тайне информацию, которая была выявлена в ходе проведения проверки;
  • сохранить в целостности объект, предоставленный для проверки.

В ст.16 ФЗ также описано, что эксперт не вправе делать:

  • принимать приказы о проведении экспертизы от посторонних лиц. Назначать осуществление проверки вправе только руководитель судебно-экспертной организации;
  • проводить судебную экспертизу от лица не госэксперта;
  • самостоятельно принимать решение о материалах и методах проверки;
  • разглашать данные о проведенной проверке и ее результатах;
  • уничтожать исследуемые объекты.

При последней редакции закона изменения в статью не вносились.

Статья 20 ФЗ 73 регламентирует причины проведения повторной экспертизы. Она назначается, если судья и иные органы проверки считают первую проверку необъективной.

При последней редакции закона изменения в ст 20 ФЗ 73 не вносились.

Статья 25 ФЗ-73 отражает основные понятия, связанные с заключением эксперта.

Что должно содержать заключение?

  • место и время проведения проверки;
  • основания, на которых осуществлялась проверка;
  • данные о назначавшем проверку;
  • данные о государственном эксперте;
  • сведения об объекте исследования;
  • вопросы, на которые необходимо дать ответ;
  • указание методов для проверки;
  • заключительные выводы.

Обязательным условием является подкрепление всех подписей печатью.

При последней редакции законодательного акта изменения в ст. 25 ФЗ о ГСЭД не вносились.

Статья 41 регламентирует условия проведения экспертизы не государственными учреждениями.

При последней редакции ФЗ-73 поправки в ст 41 не были внесены.

О admin

x

Check Also

ФЗ-156 – Об инвестиционных фондах

Федеральный закон под номером 156 регламентирует правовую основу для привлечения денежных средств или имущества – инвестиций. Таковые могут быть получены через размещение акций или путем заключения договоров доверительного управления. Под инвестиционным фондом при этом подразумевается имущественный комплекс, который находится в собственности акционерного общества или в общей долевой собственности физических и ...

ФЗ-152 «О защите персональных данных» с изменениями и комментариями

Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках. Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является ...

ФЗ-135 «О защите конкуренции» с изменениями

В настоящее время широкое распространение получило понятие конкуренция. Определение подразумевает соперничество субъектов экономических отношений, которое выражается в определенного рода действиях, исключающих возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия товарных отношений. В РФ конкуренция экономических субъектов контролируется законодательными актами. Рассмотреть основные положения и последние изменения ФЗ-135 ...

ФЗ-115 «О противодействии легализации отмыванию доходов»

ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» посвящен вопросам регулирования, а также предотвращению операций с денежными средствами, которые направлены на отмывание доходов. В ФЗ-115 указываются предписания для финансовых организаций, которые могут стать невольными посредниками в отмывании доходов, а также необходимые процедуры по предотвращению подобных сделок. В данной статье будет предоставлено описание закона, ...