Главная » Новые законы РФ » ФЗ – О присяжных заседателях

ФЗ – О присяжных заседателях

Присяжные заседатели участвуют в судебном разбирательстве, рассматривают обстоятельства дела вместе с судьей и выносят свое независимое мнение по его итогам. Данная категория людей не является специалистами или юристами. Это простые граждане, которые не являются заинтересованной стороной в судебном разбирательстве. Их отбирает специальная программа для каждого судебного процесса отдельно. Рассмотрим подробнее, что на этот счет сказано в Федеральном законе 113 и какие изменения его коснулись при последней редактуре.

Описание Федерального закона 113

Госдума приняла Федеральный закон 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» 31 июля 2004 года. Законопроект был утвержден Советом Федерации 8 августа того же года, а через 12 дней, 20-го августа 2004, он вступил в правовую силу.

Настоящий закон регламентирует участие присяжных заседателей при разбирательстве уголовного дела, определяет их правовой статус и гарантии независимости. А также регулируются основные принципы правового, экономического и организационного обеспечения их деятельности.

Закон включает в себя 13 статей, из которых 9 статья уже утратила законную силу:

  • ст. 1 — принятие участия в слушании уголовных дел в суде;
  • ст. 2 — содействие граждан РФ в исполнении правосудия;
  • ст. 3 — требования, которые применяются по отношению к присяжным заседателям;
  • ст. 4 — составление списка потенциальных претендентов на участие в судебном разбирательстве;
  • ст. 5 — процедура и сроки формирования списков претендентов;
  • ст. 5.1 — особенности процедуры формирования списков претендентов в присяжные заседатели в федеративные города — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь;
  • ст. 6 — полномочия государственных служащих и управляющих учреждений по предоставлению необходимых сведений для формирования списков участников коллегии;
  • ст. 7 — вычеркивание из списков граждан, которые были вписаны в него в качестве присяжных заседателей;
  • ст. 8 — отправка списков участников в суд;
  • ст. 9 — утратила правовую силу;
  • ст. 9.1 — претенденты в суд присяжных флотского, окружного или гарнизонного военного суда;
  • ст. 10 — процедура и сроки выполнения гражданином своих полномочий в суде;
  • ст. 11 — финансовое обеспечение;
  • ст. 12 — гарантии независимости и неприкосновенности;
  • ст. 13 — заключительные и переходные положения.

Последняя действующая редакция о присяжных заседателях Федерального закона 113 была опубликована 1-ого июля 2017 года. Ее положения вступили в правовую силу в тот же день.

Изменения и поправки, внесенные в ФЗ о присяжных заседателях

Последние корректировки в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», коротко ФЗ-113, были осуществлены 1-го июля 2017 года.

При последней редакции были внесены изменения в статью 7 в подпункт «д. 1» пункта 2. Статья описывает причины вычеркивания граждан из списков претендентов на роль присяжных заседателей. Рассмотрим подробнее о чем говорится в статье.

Будучи вписанными в вышеупомянутый список претендентов, присяжные заседатели также могут быть оттуда вычеркнуты исполнительно-распорядительным органом государственного образования. Лица, зачисленные в список или запасной список участников присяжных округа, субъекта РФ, вычеркиваются из него посредством высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по следующим причинам:

  • если им не исполнилось 25 лет, обладают непогашенной или неснятой судимостью, считаются недееспособными, проходят лечение от алкогольной, наркологической зависимости и проходят лечение от психических расстройств;
  • если гражданин Российской Федерации написал заявление о существенных обстоятельствах, по которым он не может присутствовать на разбирательстве дела.

Данными существенными обстоятельствами, препятствующими выполнению обязанностей, выступают:

  • гражданин не знает языка, на котором будет вестись слушание дела;
  • имеются документы, подтверждающие плохое состояние здоровья гражданина;
  • возраст предполагаемого присяжного заседателя больше 65 лет;
  • гражданин является заместителем на государственной должности или выборной должности в службе местного самоуправления;
  • лицо является военнослужащим;
  • лицо состояло раньше на военной службе по контракту в ФСБ, ФСО, СВР и прошло процедуру увольнения. В течение 5-и лет с момента увольнения гражданин не может участвовать в судебных разбирательствах в качестве присяжного заседателя;
  • состояние гражданина на должности судьи, прокурора, адвоката, нотариального лица, судебного исполнителя или детективного сыщика или в течение 5-и лет, после его увольнения;
  • является работником ОВД, таможенных и уголовно-исполнительных органов или после увольнения со службы не прошло 5 лет;
  • гражданин является священнослужителем.

ФЗ о суде присяжных определяет, что судебная инстанция также может выступать органом, который имеет право исключить гражданина из списка ввиду наличия у судебного заседателя предвзятого мнения и чья объективность в суждениях стоит под вопросом.

Скачать ФЗ о суде присяжных заседателей

Законопроект будет интересен для прочтения всем гражданам, желающим участвовать в слушании сложного уголовного дела. При судебном разбирательстве они выступают независимыми экспертами и выносят свое непредвзятое мнение по делу. Если единогласного решения не было принято в течение 3-х часов, то производится голосование и по количеству голосов заседателей решается судьба обвиняемого.

Для лучшего понимания положений закона следует ознакомиться с его актуальным содержанием. Скачать последнюю действующую редакцию Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» со всеми изменениями и поправками можно по ссылке.

О admin

x

Check Also

ФЗ-156 – Об инвестиционных фондах

Федеральный закон под номером 156 регламентирует правовую основу для привлечения денежных средств или имущества – инвестиций. Таковые могут быть получены через размещение акций или путем заключения договоров доверительного управления. Под инвестиционным фондом при этом подразумевается имущественный комплекс, который находится в собственности акционерного общества или в общей долевой собственности физических и ...

ФЗ-152 «О защите персональных данных» с изменениями и комментариями

Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках. Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является ...

ФЗ-135 «О защите конкуренции» с изменениями

В настоящее время широкое распространение получило понятие конкуренция. Определение подразумевает соперничество субъектов экономических отношений, которое выражается в определенного рода действиях, исключающих возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия товарных отношений. В РФ конкуренция экономических субъектов контролируется законодательными актами. Рассмотреть основные положения и последние изменения ФЗ-135 ...

ФЗ-115 «О противодействии легализации отмыванию доходов»

ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» посвящен вопросам регулирования, а также предотвращению операций с денежными средствами, которые направлены на отмывание доходов. В ФЗ-115 указываются предписания для финансовых организаций, которые могут стать невольными посредниками в отмывании доходов, а также необходимые процедуры по предотвращению подобных сделок. В данной статье будет предоставлено описание закона, ...