Главная » Новые законы РФ » ФЗ о защите потерпевших и свидетелей

ФЗ о защите потерпевших и свидетелей

Согласно официальной статистике, ежегодно, в качестве свидетелей и пострадавших, в Российской Федерации выступает более 10 миллионов человек. Их показания учитываются по ходу расследования преступлений разной степени тяжести. Каждый пятый гражданин подобной категории получает угрозы, направленные на отказ от даваемых свидетельских показаний или же их изменений. Люди опасаются за свою жизнь и отказываются от дачи показаний и в местах лишения свободы может оказаться ни в чем неповинный человек, в то время, как настоящий преступник останется на свободе.

Для избежания подобных ситуаций, была разработана программа защиты свидетелей, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом о гос защите.

Описание ФЗ 119 о государственной защите

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят участниками Государственной Думы 31 июля 2004 года, а Совет Федерации одобрил его 8 августа. Настоящий нормативно-правовой документ регламентирует систему мер общегосударственной защиты пострадавших, свидетелей и других участников уголовно-наказуемого судопроизводства. В данную систему входит мера безопасности и мера общественной охраны соответствующих лиц, а также устанавливаются главные причины и последующий порядок их применения.

Закон о защите свидетелей в России определяет 3 основных вида правового статуса свидетеля:

  • конституционный статус. Является общим для всех свидетелей Российской Федерации, так как всем субъектам предоставляются одинаковые права и свободы, которые обеспечивает Конституция России;
  • общеправовой статус. В этом случае, права и свободы, которыми наделяется лицо, носят общеотраслевой характер и отражают особенности положения отдельных категорий лиц. Обозначается как уголовно-процессуальный статус соучастника уголовного судопроизводства;
  • индивидуальный статус. Устанавливаются права конкретного лица, выступающего в том или ином качестве.

В настоящем Федеральном законе происходит фактическая совокупность 2 статусов: общеправового и индивидуального. Это объясняется тем, что свидетель не может быть вовлечен в орбиту уголовного судопроизводства и при этом не обладать статусом индивидуального участника.

Структура процессуально-правового статуса свидетеля включает следующие элементы:

  • законодательные нормы и требования, регламентирующие статус свидетеля;
  • способность и дееспособность;
  • права и обязанности;
  • законодательные интересы;
  • юридическую ответственность;
  • обеспечение прав, свобод и законных интересов.

Юридический статус свидетеля в уголовном судопроизводстве состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов в виде его правомочий и интересов, а также обязательств и ответственность за их недовыполнение. В начале 2017 года, документ претерпел некоторые изменения и доработки, которые направлены на совершенствование порядка исполнения общегосударственной охраны свидетелей, потерпевших и других участников данного процесса.

Содержание ФЗ о государственной защите потерпевших состоит из преамбулы, 7 глав и 29 статей.

Глава 1. Основные положения Федерального закона. Включает статьи с 1 по 5, которые рассматривают:

  • общегосударственную защиту пострадавших, свидетелей и других участников процесса;
  • список лиц, которые подлежат государственной защите;
  • список служб, обеспечивающих соответствующую охрану свидетелей;
  • правила исполнения защиты;
  • законодательную основу.

Глава 2. Виды общегосударственной защиты (ст 6-15). Данный раздел устанавливает:

  • меры безопасности;
  • личную охрану, включая охрану имущества;
  • обеспечение специальными средствами индивидуальной охраны;
  • конфиденциальность информации относительно защищаемого лица;
  • предоставление другого места жительства, а также замена документации и изменение внешности;
  • изменение места работы;
  • гарантирование безопасности военнослужащего;
  • обеспечение безопасности лицу, которое находится в местах отбывания наказания;
  • меры общественной поддержки.

Глава 3. Основания и процесс исполнения общегосударственной защиты (статьи 16-22). Регламентирует:

  • причины применения мер безопасности;
  • причины использования общественной поддержки;
  • порядок исполнения мер безопасности;
  • процедуру исполнения общественной поддержки;
  • отказ от мер безопасности;
  • конфиденциальность исполнения соответствующей охраны;
  • ответственность за неисполнение решений об осуществлении общегосударственной защиты.

Глава 4. Полномочия и обязательства защищаемых лиц и служб:

  • статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц;
  • статья 24. Полномочия и обязанность служб.

Глава 5. Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона:

  • ст 25. Ответственность государственного служащего;
  • ст 26. Ответственность за разглашение конфиденциальных сведений;
  • ст 27. Ответственность защищаемого лица.

Глава 6. Финансовое и материально-промышленное обеспечение гос защиты (статьи 28);

Глава 7. Заключительные положения закона (ст 29).

Скачать Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» в последней редакции по ссылке.

Изменения в законе о защите свидетелей

В декабре 2016 года, Президент РФ подписал приказ о введении Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон « О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». 27 января 2017 г. участники Государственной Думы приняли соответствующий законодательный документ, который был одобрен Советом Федерации 1 февраля.

Согласно последним изменениям, был расширен список свидетелей и потерпевших, которые подлежат общегосударственной защите, а именно:

  • военнослужащие служб военной полиции Вооруженных Сил, которые принимают непосредственное участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
  • военнослужащие Вооруженных Сил РФ, принимающие участие в борьбе с терроризмом;
  • военнослужащие служб внешней разведки РФ, участвующие в специальных операциях по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Нововведения распространяются на порядок исполнения перевода на другую работу и переселение на другое место жительства защищаемых лиц. Особенный порядок будет касаться лиц, которые являются участниками Госудумы, Совета Федерации, Правительства РФ или представителями служб государственного правления. Был включен обязательный пункт о заключении договора при применении мер безопасности. Соответствующее соглашение позволяет защищаемому лицу продлить программу защиты свидетелей, потерпевших и других участников уголовно-наказуемого судопроизводства.

Изменения, вносимые в ФЗ 119 о государственной защите потерпевших свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, устанавливают новые нормы и требования относительно заключения договора и применения мер безопасности. Были конкретизированы некоторые термины и понятия, применяемые в настоящем законе.

О admin

x

Check Also

ФЗ-156 – Об инвестиционных фондах

Федеральный закон под номером 156 регламентирует правовую основу для привлечения денежных средств или имущества – инвестиций. Таковые могут быть получены через размещение акций или путем заключения договоров доверительного управления. Под инвестиционным фондом при этом подразумевается имущественный комплекс, который находится в собственности акционерного общества или в общей долевой собственности физических и ...

ФЗ-152 «О защите персональных данных» с изменениями и комментариями

Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках. Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является ...

ФЗ-135 «О защите конкуренции» с изменениями

В настоящее время широкое распространение получило понятие конкуренция. Определение подразумевает соперничество субъектов экономических отношений, которое выражается в определенного рода действиях, исключающих возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия товарных отношений. В РФ конкуренция экономических субъектов контролируется законодательными актами. Рассмотреть основные положения и последние изменения ФЗ-135 ...

ФЗ-115 «О противодействии легализации отмыванию доходов»

ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» посвящен вопросам регулирования, а также предотвращению операций с денежными средствами, которые направлены на отмывание доходов. В ФЗ-115 указываются предписания для финансовых организаций, которые могут стать невольными посредниками в отмывании доходов, а также необходимые процедуры по предотвращению подобных сделок. В данной статье будет предоставлено описание закона, ...