Главная » Предпренимателю » Профессиональные стандарты

Профессиональные стандарты

По ряду специальностей на государственном уровне введены профессиональные стандарты. Для большинства работодателей они носят рекомендательный характер, однако по некоторым сферам деятельности указанные в стандартах положения обязательны к применению.

Роль в кадровой политике

Напомним, что первые профессиональные нормативы появились в июле 2016 года, и теперь отсылка к этим документам дается в Трудовом кодексе (ст. 195.1-195.3, ст. 57 ТК РФ).

В настоящее время работодатели своими локальными актами устанавливают порядок внедрения профессиональных стандартов в кадровую практику. Наниматели могут использовать информацию, содержащуюся в профстандартах:

  • при разработке должностных инструкций
  • составлении квалификационных требований к соискателям
  • оформлении нормативов оценки персонала во время аттестации.

Для этих целей опираться надо только на те стандарты, которые утверждены Министерством труда. Напомним, что действующие профессиональные стандарты – это документы, которые прошли регистрацию в Минюсте и включены в единый реестр стандартов.

В частности, предприятия, контрольным пакетом акций которых владеет государство, должны применять профстандарты в обязательном порядке. Изменение этого положения возможно при условии, что правки будут инициированы Правительством РФ, а Трехсторонняя комиссия, занимающаяся урегулированием трудовых отношений, поддержит нововведения. Вопросы по профессиональным стандартам на предприятиях госсектора раскрыты в постановлении Правительства от 27.06.2016 № 584.

Назначение документов

У работодателей, которым вменено в обязанность применение профстандартов, нет выбора. Они должны пользоваться государственными рекомендациями при наборе персонала. Но другие категории нанимателей задаются вопросом: зачем им нужны профессиональные стандарты, а также какую выгоду от их применения можно извлечь. Эти нормативы позволяют унифицировать подход к разделению сфер ответственности между специалистами со схожими рабочими функциями.

В любом стандарте учтены:

  • особенности квалификационной подготовки работников и наработанный стаж
  • обозначен необходимый минимум знаний и навыков.

Это дает возможность минимизировать риск субъективной оценки трудовых функций кадровыми специалистами. Перечислим, для чего нужны профессиональные стандарты:

  • рациональное распределение нагрузки на всех сотрудников
  • оптимизация системы оплаты труда с привязкой к сложности выполняемых задач
  • у работодателя появляется методической материал по подбору квалифицированных кадров на вакантные места
  • также профессиональный стандарт повышает уровень доверия к кадровому менеджменту со стороны трудового коллектива, так как все требования унифицированы и заранее известны участникам трудовых взаимоотношений.

Как начать применять

Чтобы кадровый орган мог использовать в практической деятельности положения профессиональных нормативов, руководитель предприятия должен издать приказ о формировании комиссии по внедрению этого типа формуляров. В распоряжении указывается, обязательны ли профессиональные стандарты, кто несет ответственность за актуализацию их положений для предприятия. Члены комиссии перечисляются пофамильно с обозначением должностей каждого участника. В рабочую группу могут входить:

  • кадровый инспектор или другой представить отдела управления персоналом
  • экономист
  • бухгалтер
  • юрист
  • инженер по охране труда.

Коллегиальный орган собирается на первое заседание, на котором разрабатывается график введения в действие профстандартов в организации. В плане приводится пошаговый алгоритм внедрения унифицированных стандартов в кадровую деятельность.

Для реализации мониторинговой функции обозначаются предельные сроки по каждому этапу, указываются ответственные лица за осуществление заложенных в план мероприятий. Расскажем, как применять профессиональные стандарты на практике:

  • трудовые обязанности наемного персонала сопоставляются с требованиями профессионального норматива
  • при необходимости содержание должностной инструкции корректируется
  • осуществляется анализ штатного расписания, наименования должностей приводятся в соответствие со стандартами
  • внесение корректировок в систему оплаты труда
  • составление плана профессиональной переподготовки и обучения работников, создание локальной программы аттестации персонала.

Если в процессе внедрения федеральных профессиональных стандартов нанимателем вносятся правки в штат, в результате чего меняются наименования должностей, необходимо отразить это в трудовых контрактах с работниками. Корректировки в договорную документацию, заключаемую с персоналом, вносятся путем составления дополнительных соглашений.

Наниматель может изменить содержание должностных инструкций, но при условии, что действующие работники согласны с этим решением. Обязательность профессиональных стандартов по отношению к некоторым должностям обуславливает оптимизацию системы оплаты труда:

  • работники с одинаковым функционалом и квалификацией должны получать заработную плату в равных размерах
  • при выполнении сотрудником задач, требующих соответствия повышенным требованиям по уровню образования и профподготовки, зарплата должна быть выше, чем у коллег, которые не могут справиться с аналогичными заданиями.

Если профессиональным нормативом по конкретной должности предусмотрена необходимая квалификация более высокого уровня, чем имеется у работника, назначенного на это место, наниматель может инициировать перевод специалиста или отправить человека на курсы переподготовки.

Профессиональные стандарты

В настоящее время стандарты разработаны далеко не для всех профессий. Как быть, если по некоторым специальностям нет утвержденного Минтрудом стандарта? На практике лучше поступить следующим образом:

  • можно разработать макет профессионального стандарта самостоятельно, ввести его в действие локальным актом (если на работодателя не распространяется правило об обязательном применении государственных нормативов)
  • собственный проект профстандарта может быть подан на рассмотрение Минтруду, при успешном прохождении документом этапа общественного обсуждения и стадии изучения в профильном ведомстве, черновой вариант формуляра может стать основой для нового стандарта
  • составить должностные инструкции с учетом требований квалификационных справочников.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

О admin

x

Check Also

Заявление об отказе от предложенных вакансий при сокращении (образец)

Предложение свободных должностей – обязательная процедура Когда издан приказ о сокращении, и сотрудники извещены о предстоящем увольнении, нужно предложить увольняемым работникам свободные вакансии, имеющиеся в организации (подробнее об этом см., «Процедура сокращения штата (пошаговая инструкция 2017)»). Предложение и отказ должны быть оформлены документально Чтобы иметь возможность доказать, что вакантные должности ...

Заявление на получение имущественного вычета у работодателя: образец

Срочно нужно заявление на получение имущественного вычета у работодателя? Это один из обязательных документов для оформления льготы по НДФЛ по месту работы в случае покупки жилой недвижимости. Не секрет, что вычет по подоходному налогу можно оформить не только в налоговой инспекции по месту жительства, но и на собственной работе. Предлагаем ...

Заявление на отпуск по беременности и родам в 2019: образец

Как правильно написать заявление на отпуск по беременности и родам в 2019 году? Общую информацию, касающуюся отпуска по БиР, или, иными словами, декретного отпуска, знают все. Однако отдельные моменты могут вызывать вопросы. Например, продолжительность отпуска, право на отпуск для усыновителей, право на отпуск для гэпэдэшников и т.д. Одним из популярных ...

Заявление об увольнении телеграммой

Заявление можно подать не только лично Решив уволиться, нужно предупредить о своем решении работодателя (ч. 2 ст. 80 ТК РФ). Сделать это следует в письменной форме, написав заявление об увольнении (подробнее об этом см., «Пишем заявление об увольнении по собственному желанию (образец 2017)»). В общем случае, срок предупреждения об увольнении ...