Главная » Женские штучки » Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Родители, детская агрессивность и школа

Наверное, некоторым родителям знакома ситуация, когда их послушный ребёнок наконец-то поступает в школу и…на него начинают сыпаться жалобы от учителей, меняется поведение дома, да и вообще ребёнок кажется всё более агрессивным.

Но откуда берётся такая агрессия? Какую часовую бомбу закладывают родители, не контролируя стиль воспитания?

И почему агрессивность проявляется в первых классах.

Обо всём этом и многом другом – в нашей сегодняшней статье.

Содержание статьи:

Агрессивный ребёнок

Об агрессии

Для начала стоит развести агрессию и агрессивность. Агрессия – это проявление «нападающего», жестокого поведения в словах и действиях. Агрессивность – это свойство (черта) характера, которая обуславливает частоту, форму и силу проявления агрессивного поведения.

И не стоит думать, что агрессивность – это свойство, которое свойственно только определённым людям, оно есть у всех. Просто у кого-то порог перехода на агрессивное поведение высокий, а для кого-то это норма поведения.

Итак, а какие психологические процессы затрагивает агрессия?

Агрессия связана с:
• агрессивностью и врождёнными данными
• потребностями, которые запускаются внешними ситуациями
• эмоциональными и познавательными процессами
• имеющейся ситуацией и предыдущим опытом.

Чтобы понять, как развивается агрессивное поведение у детей, нам необходимо рассмотреть три момента:

1. как агрессия усваивается
2. какие факторы провоцируют появление агрессии
3. в каких условиях происходит закрепление (привычка действовать) агрессивных форм поведения.

Именно такая схема приводит нас к тому, что начинать рассматривать причины агрессивности ребёнка стоит у родителей – первых проводников ребёнка в социальный мир взрослых. Как родители обучают детей разным нормам и правилам, также они могут (даже неосознанно) научить ребёнка использовать агрессию.

По крайней мере мой опыт показывает, что родители, выступающие для ребёнка как эталон поведения и транслирующие агрессию получают в итоге и более агрессивных детей.

С другой стороны, родители могут сами не демонстрировать агрессивности в поведении, но поощрять его проявления у ребёнка. Более того, успешная агрессия, приведшая ребёнка к цели, закрепляется в его опыте как продуктивное поведение.

Сюда же может относиться и так называемый викарный опыт, а именно – опыт наблюдения за агрессивным поведением, которое вызывает поощрение или приводит к цели.

Разбирая собственный опыт и современные теории, мы можем сделать вывод, что есть три основных вектора объяснения агрессивности как детской, так и любой другой:
1. агрессия в поведении определяется биологическими и социальными факторами (голод, давление окружения)
2. агрессивность и агрессия – это не только жестокое поведение, но и форма борьбы за выживание (хотя, по правде говоря, в современных обществах агрессия в развёрнутых формах – необоснованное поведение)
3. агрессию возможно контролировать и направлять на социально приемлемые модели поведения и цели. Для этого необходимо положительно реагировать на неагрессивные формы поведения, изменять условия, которые являются причиной агрессивного поведения.

В общем и целом, агрессия является одной из форм поведения, которая сохранилась по биологическим причинам у человека, а в общем, определить агрессию можно следующим образом:
1. агрессия – это целенаправленное и планируемое причинение какого-либо вреда (страдания) объекту агрессии
2. агрессий можно считать только такое поведение, которое влечёт за собой причинение вреда или любого ущерба другим детям
3. и у жертвы агрессора должна быть стойкая мотивация избегания подобного поведения, направленного на неё.

Проявление агрессии

Можно выделить два типа агрессивного поведения:
1. целенаправленная агрессия – в данном случае агрессия является заранее продуманной и конечной целью такого поведения является причинение дискомфорта, вреда или ущерба объекта
2. инструментальная агрессия – эта форма агрессии связана с попыткой достигнуть какой-либо цели, который сам по себе не может считаться агрессивным. Например, отобрать ручку у соседа по парте – это агрессия, но её конечная цель весьма неагрессивна – сделать запись в тетради.

Теперь разведём ещё несколько понятий: агрессивное поведение, действие и агрессивность.

Агрессивное действие – это выражение агрессивности в рамках конкретной ситуации. Когда речь идёт о регулярной повторяемости агрессивного действия, то можно уже говорить об агрессивном поведении.

Ну и агрессивность – это состояние, характерное для «нападающего» во время или перед совершением действия по причинению ущерба.

Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

В общем, учитывая то, что агрессия является формой поведения, которое служит адаптации, то не стоит считать, что агрессия является тем свойством человека, которое необходимо уничтожать на корню. Но с точки зрения социума агрессивное поведение носит негативный окрас и считается неприемлемым по понятным причинам.

Итак, какой акт можно считать агрессивным поведением?

Чтобы повесить ярлык «агрессивное», должно быть соблюдено два условия:
1. нарушены социальные запреты и требования к поведению
2. последствия для жертвы агрессии причиняют страдания и носят губительный характер.

Обучение и воспитание в развитии агрессии

Агрессию можно контролировать, если процесс социализации ребёнка также находится под контролем. В ходе первых 5 лет жизни дети понемногу учатся контролировать собственные агрессивные желания, а также их выражение в ненормативных формах.

В рамках социального развития большинство детей научаются держать под контролем свои агрессивные позывы и нормально адаптируются к требованиям и нормам окружения.

Другие же дети остаются весьма агрессивными, но начинают применять более яркие механизмы выражения агрессивности: через словесные оскорбления, неявное принуждение, скрытые требования и другие механизмы.

И самый худший вариант – это отсутствие научения как такового и проявление агрессивных устремлений в прямом физическом насилии над целью агрессии. И именно здесь в становлении агрессии важнейшую роль играют семейные традиции, эмоциональный бекграунд ребёнка и отношение взрослых к ребёнку.

Младший школьный возраст

Сразу отметим – что младший школьный возраст (до 5 класса) – это период, когда агрессивность ребёнка переживает расцвет.

Начинаться процесс роста агрессивности может с началом кризиса 7 лет, когда начинают проявляться его первые признаки: возрастает негативизм ребёнка по отношению ко взрослым, появляется упрямство, своенравие и строптивость, происходит обесценивание взрослых как значимых фигур. В дальнейшем, если кризис проходит тяжело или никак не контролируется извне, у детей может формироваться деспотическая позиция и активный бунт против взрослых.

Нередко в семье с единственны ребёнком деспотизм ярко выражен, а ребёнок проявляет достаточно жесткие наклонности, пытаясь проявить тираническую власть по отношению ко всему. Более того, ребёнок целенаправленно ищет способы утверждения такой власти.

Фактически ребёнок вступает во взрослый мир уже с «проблемным» поведением. Проблемным – с позиции взрослых. Всё это связано с тем, что ребёнок в период 7 лет всё ещё достаточно слабо контролируют эмоциональную сферу и волевую регуляцию.

Соответственно, ребёнок плохо управляет своими эмоциями, а если к этому периоду родители в принципе не создавали почву для получения навыков контроля над своими состояниями, то проблема приобретает весьма отчётливый характер.

В этот период сталкиваются самостоятельность ребёнка в большинстве сфер, а с другой – плохая эмоциональная регуляция. И в этот период от родителей требуется быть куда более внимательными к эмоциональным состояниям ребёнка, нежели ранее.

Худший сценарий развития из моей практики – это превращение родителей в детей, которые начинают ссориться со своим чадом из-за каждой мелочи, а также между собой из-за «неправильного» подхода к воспитанию.

А теперь подумайте: ребёнок и его культура поведения начинают культивироваться в условиях, которые сопровождаются руганью, иногда – рукоприкладством, недомолвок.

Таким образом, родители сами прививают ребёнку культуру несдержанного поведения, неумения контролировать свои эмоции и тем самым увеличивая склочность и возбудимость ребёнка.

Буквально заражаясь поведением взрослых, дети начинают воспроизводить его в своем кругу общения – на сверстниках. Я ещё раз повторюсь: в младшем школьном возрасте взрослые являются сильнейшим образцом для построения образа действий и отношений в мире.

И самый первый образец – это родители.

Виноваты родители?

В семьях и группах, где чаще всего ребёнок сталкивается с негативным опытом, формируются негативные характеристики личности. К сожалению, не редко, когда взаимодействие со взрослым становится вынужденной формальностью.

Например, мать рано отлучает ребёнка от груди, подолгу работает, общение носит исключительно формальный характер. В дальнейшем воспитательный стиль ужесточается: наказания становятся основой, а детская враждебность не находит осуждения у взрослых.

Отсюда и берутся у детей эгоизм, жестокость, агрессивность, тревожность и мнительность.

Многие практики считают, что ребёнок оценивает другого человека попросту перенося на него оценку значимого взрослого (родителя). Поэтому стоит считать родителей эталоном для ребёнка, с которым они сравнивают своё поведение.

Транслируя детям свой социальный опыт, родители иногда передают и негативные стороны его, которые могут стать для ребёнка пособием по поведению в социальных ситуациях. За отсутствием собственного богатого опыта дети часто не могут сопоставить используемую модель поведения с реальными условиями.

Итак, для того чтобы произошла успешная социализация агрессии (умение её видоизменять и контролировать) нужно учитывать два важных момента:
1. какой образец показывают родители в своём поведении
2. как окружение реагирует на агрессивное поведение ребёнка.

Стиль воспитания

Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:
• Образец отношений и поведения родителей
• Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

Например, в ходе наблюдений была установлена сильная связь между агрессией у детей и наказаниями. В частности, родители нередко грешат тем, что критически по разному реагируют на детскую агрессию в зависимости от её направленности: если ребёнок «нападает» на родителя – то это очень плохо, если на сверстника – то как минимум «никак».

При сильном контроле ребёнка и жестокости наказаний (и их частоте, соразмерности провинности и силе) дети, как правило, проявляют большую агрессию по направлению к одноклассникам. В тоже время и чрезмерная распущенность, и недостаток контроля приводят не только к асоциальности поведения, но и к сопровождающей его агрессивности.

Возможное развитие агрессивности ребёнка определяются двумя факторами:
• насколько глубоко родители готовы понимать, принимать и прощать проступки ребёнка
• как сурово караются агрессивные моменты поведения ребёнка.

Самыми неагрессивными детьми были дети родителей, которые хорошо выдерживали баланс между наказанием и прощением. То есть не были склонны к ним.

Позиция таких родителей – это неодобрение агрессии и предупреждение об этом ребёнка, но без жёстких наказаний в случае её проявления. Дети родителей, которые не проясняли свою позицию касательно агрессивности и считали любое поведение детей приличным, но в случае проявления агрессии – сурово наказывали детей, оказывались в разы агрессивней.

Последовательная строгость, которая доносится сквозь призму вызвавших её причин, помогает подавливать агрессивные позывы рядом с родителями, но за стенами дома ребёнок может вести себя ещё жёстче.

Более того, родители, склонные использовать физические наказания, волей-неволей подают ребёнку пример агрессивного поведения. Кстати, можете обратиться к нашим статьям по эффективным поощрениям и наказаниям.

В случае с наказаниями физическим воздействием, ребёнок может усвоить простую истину: агрессия допустима, однако необходимо выбирать жертву слабее тебя: ребёнок же слабее взрослого, не так ли? Ребёнок начинает видеть в агрессии инструмент воздействия и управления окружающими и начинает активно её использовать.

Если же наказание чрезмерно бьёт по переживаниям ребёнка, то они могут потерять его суть, так как забудут о причинах, вызвавших такие действия родителей.

Таким образом мы видим, что чрезмерные наказания и внутресемейная жесткость искажают процесс социализации ребёнка и мешают усвоению приемлемых норм поведения. После наказания ребёнок либо зол, либо подавлен, а из-за боли он попросту может забыть о том, почему он был наказан.

И, в конце концов, норма поведения – это внутренняя ценность, ориентир ребёнка. Для физически наказываемых детей нормы поведения никогда не станет ориентиром, поскольку они навязываются «субъектами агрессии» и поэтому их поведение нормально только пока они находятся под наблюдением взрослых.

Подытожим, агрессия формируется у детей по нескольким причинам:
1. родители демонстрируют агрессивные модели поведения по отношению к другим, либо открыто поощряют агрессивность своих детей
2. родители наказывают детей за проявление агрессивности не выстраивая объяснений.

В общем по поведению родителей можно выделить следующие моменты:
• родители, не подавляющие (работающие) с агрессивностью детей культивируют чрезмерную жестокость в них
• родители, не наказывающие своих детей за проявления агрессивности, скорее всего поддерживают в детях агрессию
• родители, которые подавляют агрессивность мягкими наказаниями и объяснениями чаще всего воспитывают в детях эмоциональный контроль и способность трансформировать агрессию.

Система отношения с ребёнком

Когда мы обсуждаем отношения родителей с детьми, то мы в первую очередь говорим о позициях, которые занимают дети в этой системе отношений. Независимо от возраста (а в младшем школьном возрасте особенно) дети нуждаются в эмоциональной поддержке и позитивной обратной связи от родителей.

Если позиция ребёнка оценивается как зависимая, его оценивают как бесполезного, у него испорчены отношения с одним из родителей – то это серьёзные факторы риска для развития агрессивности. С большой вероятностью он будет агрессивен во взаимодействии с другими детьми, может также вести себя агрессивно в направлении родителей.

Если эти отношения не корректируются до подросткового возраста, то это чревато тем, что ребёнок окажется втянут в «плохую компанию».

Мы много писали про отношения в семьях, но в общем можно свести все отношения к двум парам факторов:
1. принятие-непринятие ребёнка
2. терпимость-подавление.

Различная сила выраженности этих признаков приводит к формированию разных воспитательных стилей, которые так или иначе работают с агрессивностью.

Коротко о типах воспитания:
• отвержение
• сверхсоциализация – придирчивая, мелочная, крайне критичная позиция родителей
• сверхопека – полное отсутствие самостоятельности в жизни ребёнка («родители лучше знают»)

Отвержение связано с чувством одиночества и ненужности у ребёнка. Он не ощущает защиты от близких и неуверен в себе.

Бедность эмоций в отношениях снижает способность контролировать свои эмоциональные состояния и, соответственно, может обеспечивать рост агрессивности.

Сверхсоциализация – задаёт ребёнку ориентиры для развития, целенаправленно формирует сильное волевое поведение, однако отягощён серьёзными негативными эффектами. Среди них – озлобленность, критика родителей вызывает негативизм, а не процесс оценки своего поведения.

Критика формирует у детей в этой системе тревогу и чувство неполноценности. Зачастую такой ребёнок не может занять высокое положение в группе сверстников, что приводит его к попыткам самоутвердиться через агрессивное поведение.

Сверхопека тоже связана с нарушениями развития личности. Слишком сильный уход и постоянное «сдувание пылинок» приводит ребёнка к инфантильности, неумению функционировать самостоятельно и принимать решения.

Все способности к саморегуляции и эмоциональному контролю очень снижены.

Например, в детских группах, с которыми я работаю, почти всегда встречаются «залюбленные» и весьма агрессивно-требовательные дети с идеей долженствования.

Агрессивные и озлобленные дети чаще всего вырастают в семьях, где эмоциональная дистанция между детьми и родителями огромна, где в принципе нет заинтересованности в развитии детей, либо она сводится к освоению формальных навыков. Более того, в таких семьях агрессия со стороны детей зачастую остаётся без внимания, а наказания представляют собой по большей части физическое воздействие.

Искажённая система воспитания – это всегда открытые двери для развития плохо управляемой агрессивности.

Заключение

И снова нам очевидна связь стиля воспитания в семье, отношение родителей к детям к проявлениям агрессивности в поведении. В общем-то, на самом деле 90% случаев детской агрессивности обусловлено системой семейного воспитания.

И особенно сильно это видно в начальной школе, поскольку дети приходят туда со своего первого этапа приобщения к обществу – от родителей. И привносят в школу всё то, что взращивалось в семье.

Поэтому я укажу на то, что начиная коррекционную работу с агрессией ребёнка всегда необходимо делать это с оглядкой на семью и быть готовым к тому, что всей семье будет необходима терапия во имя ребёнка.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте.

О admin

x

Check Also

Какие продукты полезны для сердца и сосудов?

Правильно питание – залог здоровья. Всем известна эта фраза. Если человек питается правильно, употребляет только полезные продукты, то он только помогает своему организму. Сердце выполняет одну из ключевых функций в организме – перекачивает кровь для осуществления полноценного обмена веществ как в органах в целом, так и в каждой отдельно взятой ...

Красивые места для фотосессий в Саратове

Небольшой обзор мест для фотосессии в Саратове Хотите провести шикарную фотосессию? Для жителей Саратова, мы подготовили список красивых мест для фотосессий в Саратове. Вам потребуется лишь умение получаться фотогеничным на фотографии, сносная камера (хорошая мыльница или полу-профессиональная зеркалка), и умение красиво запечатлеть кадры. И так приступаем. Красивые места для фотосессий ...

Мумие для волос: отзывы, для роста, в шампунь, применение

Мумие своими полезными свойствами было известно еще в глубокой древности. Добывая целебное средство высоко в горах, наши предки изготовляли из него лекарства практически от всех болезней. Сегодня мумие также имеет большую значимость, как в традиционной, так и в народной медицине. И в статье мы расскажем вам о том, чем полезно ...

Как правильно красить губы красной помадой, модные оттенки помады

Кому идёт красная губная помада? Как подобрать оттенок красного для своего типа красоты? Как правильно носить красную губную помаду? Красная губная помада – это нестареющая классика макияжа. Всегда модные карминовые оттенки, как правило, являются основой меняющихся тенденций. Несмотря на это, мало кто из женщин делает ставку на этот, всегда модный, ...