Главная » Женские штучки » Дети с аутизмом, игры с дошкольниками

Дети с аутизмом, игры с дошкольниками

Игры для детей с аутизмом. Дошкольный период

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы продолжаем тему занятий и упражнений для детей с расстройствами аутистического спектра.

В предыдущей статье мы описали принципы работы с детьми младшего школьного и младшего возраста, а сегодня на повестке дня работа с дошкольниками.

И мы расскажем о сенсорных и ролевых играх, которые помогают детям справляться с множеством сенсорных ощущений и развивают коммуникативные навыки, которые потребуются детям в дальнейшем. Давайте перейдём к практике!

Содержание статьи:

Дети с аутизмом, игры с дошкольниками

Играем с дошкольниками

В этом разделе мы затронем несколько категорий игр, которые актуальны для детей дошкольного периода:

  • — ролевые,
  • — сенсорные,
  • — и игры на отдельные навыки.

Все они имеют своей целью социализацию ребёнка и снятие боязни перед миром.

Ролевые игры

Обратим внимание, что у детей с расстройствами аутистического спектра нередко страдает, а то и вообще не присутствует ролевая игра. Искажения игры встречаются практически во всех случаях.

В какие роли можно облечь ребёнка и как строить такие игры?

  1. Играйте с ребёнком в «зверей» — если ребёнок любит динозавров, то играйте в динозавров. При этом вы тоже должны быть частью игры. Рычите друг на друга, охотьтесь, прячьтесь и добывайте
  2. Играйте в куклы и наделяйте их своими свойствами, выстраивайте «распорядок дня» кукольного мира. Ребёнок может быть одной из действующих кукол, отвечая и делая какие-то действия за неё
  3. Обязательно используйте игры с конструктором, пусть ребёнок строит домики и города, выступая в роли строителя или жителя. Оптимальный вариант – это несколько «домов» и дорожки между ними, чтобы ребёнок учился овладевать моторикой тела
  4. Тоже самое стоит делать и с железной дорогой. Ребёнок – начальник станции, его задача -разгружать и загружать поезда и смотреть, чтобы те не опаздывали с отправкой
  5. Поиграйте с ребёнком в больницу, где лечатся игрушки. Пусть ребёнок поживет в роли врача или пациента, принимая одну из игровых ролей
  6. Игрушечная кухня и еда – отличный способ помочь ребёнку. Во-первых, разнообразие цветов, а во-вторых – большой репертуар игровых действий. Ребёнок научится переключаться между реализуемыми ролями
  7. Тоже самое полезно проделывать и игрой в школу, но важно, что эта игра оптимально подходит для детей старшего дошкольного возраста, поскольку они либо чувствуют угрозу из-за приближающейся смены ситуации, либо начинают чувствовать гордость за то, что скоро пойдут в школу.

Не стоит забывать и о личных интересах ребёнка – их необходимо использовать в ролевой игре. Используйте в игре то, что нравится ребёнку в реальной жизни. Это может быть всё, что угодно, например:

  • — прогулки
  • — карусели, качели
  • — животные
  • — какой-то спорт

Важно, что ребёнку будет гораздо проще развивать свой социальный и сенсорный опыт, если он взаимодействует с тем, что ему нравится.

Отличным подспорьем здесь станут различные сюжетные игры или конструкторы вроде Лего – с мелкими деталями. Таких детей точно заинтересует игра с различными конструкторами, строительными элементами и творчеством.

В этом случае вас ждёт очень высокий уровень вовлечённости ребёнка, и попытка разделить с чьи-то эмоции.

Сенсорные игры

Итак, теперь о сенсорной интеграции. Считается, что у детей с расстройствами аутистического спектра сбоит работа сенсорных систем – и для этого существуют свои отдельные игры на интеграцию и знакомство с ощущениями.

Для детей-аутистов обычная стимуляция может восприниматься как крайне слабая, так и как очень сильная. В первом случае приходиться искать пути искусственно «догружать» не задействованные канала связи, во втором – учить ребёнка работать со своими эмоциями во время перегрузки.

Детям с РАС необходимо подготовить «сенсорную диету». С одной стороны, дети должны получать относительно постоянный и равномерный поток ощущений на все сенсорные системы, чтобы привыкнуть к ним.

С другой – необходимо иногда «перегружать» детей, чтобы чрезмерно сильные сенсорные ощущения в дальнейшем не вызывали неадекватных реакций.

Какие игры можно попробовать?

  1. Опять ванная из крупных сыпучих веществ. Можно брать объёмы побольше, чтобы ребёнок мог полностью (до плечей) погружать в неё руки. Также можно создавать «перегрузку» — водить руками в массе, что создаёт сильные и равномерные ощущения по всей поверхности кожи
  2. Крем для бритья – отличная вещь для рисования. Возьмите гладкую доску и немного пены (крема) для бритья. Задача ребёнка – как можно равномернее распределить получающуюся массу по поверхности доски
  3. Используйте различные ёмкости для заполнения их водой. Возьмите графин и разные банки и пусть ребёнок поочерёдно заливает их. Это поможет почувствовать меняющееся мышечное напряжение, а также стимулирует зрительное восприятие
  4. Барабаны. Используйте хорошо звучащие вещи, чтобы ребёнок мог стучать по ним с разной скоростью и интенсивностью. Это упражнение работает на кинестетическую сферу (резонанс от удара) и слуховую
  5. Вкус тоже необходимо развивать – иногда устраивайте «игры» с едой. Различные вкусы и текстуры (печенья, например) помогают ребёнку интегрировать ощущения «снаружи» и «внутри» себя, что сказывается на более тонком различении текстур
  6. Стулья, которые кружатся помогают детям лучше проработать ощущение своего тела в пространстве, а также немного помогают «настроить» вестибулярный аппарат
  7. Качели и детские горки полезны для распознавания скорости и баланса. Детям необходимо хотя бы 1-2 раза в неделю проводить на детской площадке
  8. Упражнения на турниках или шведской стенке. Достаточно просто повисеть в разных позах, чтобы ребёнок начинал лучше чувствовать мышечное напряжение, давление других предметов и держал баланс
  9. Также полезны различные гимнастические упражнения и упражнения на кольцах. Поворот туловища в висе, контроль тела и ощущение от суставов помогают детям взять под контроль свои «внутренние» ощущения
  10. Игры с различными температурами, можно использовать лёд, свечи, воду комнатной температуры и так далее. Дети саутизмом крайне болезненно могут реагировать на перепады температур, а различные игры, вроде поливания рук водой разной температуры помогают привыкнуть к таким ощущениям
  11. Различный детский транспорт, вроде велобегов и самокатов способствует развитию координации и умению резко реагировать на различные препятствия

В общем и целом, физические игры положительно влияют на развитие ребёнка и преодоления низкого порога ощущений у детей с РАС. Более того, знакомство с собственным телом и ощущением от него помогает привести в порядок равновесие – ведь многие дети с аутизмом неуверенно стоят на ногах.

Также эти игры помогут развить так называемый «предел» ощущений, то есть дети будут четко отличать, где просто напряженное ощущение, а где боль. Это прекрасно, поскольку иногда непонимание градации ощущений приводит к тому, что при малейших напряжениях дети с РАС начинают плакать.

Родители, регулярно проводящие подобные игры или занимающиеся с психологом говорят о том, что в какой-то момент ребёнок совершает прорыв в области физических навыков и мы говорим не о силе, выносливости или скорости. Речь идёт о лучшем понимании тела и ощущений, а как следствие – расширение потенциала взаимодействия с другими людьми.

Более того, взрослые люди с лёгкими формами аутизма, либо с уже частично компенсированными формами также позитивно описывают влияние сенсорных упражнений. Идо Кедар, достаточно известный блогер, отмечает большую эффективность сенсорной интеграции и физических активностей в борьбе с расстройствами аутистического спектра.

При этом всё же не стоит забывать, что всё хорошо в меру. Если ребёнок проявляет тревожность в ходе занятия или начинает активно сопротивляться – необходимо прервать упражнение или сменить его на более простое.

Если упражнение построено на резких движениях – лучше приходить к нему через менее подвижные и плавные задания.

Заключение

Итак, завершаем очередную статью из цикла об играх с детьми-аутистами. Мы подробно разобрали более 15 различных игр, помогающих детям развиваться в коммуникативном и эмоционально-чувственном плане.

В дальнейшем нас ждёт второй блок упражнений для дошкольного возраста, которые связаны с умением контролировать своими действия, управлять вниманием и имитировать деятельность взрослых. Ведь именно через повторение дети осваивают нормы, правила и требования взрослого мира.

А зачем необходимо развивать такие навыки – в дальнейших статьях.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте.

О admin

x

Check Also

Какие продукты полезны для сердца и сосудов?

Правильно питание – залог здоровья. Всем известна эта фраза. Если человек питается правильно, употребляет только полезные продукты, то он только помогает своему организму. Сердце выполняет одну из ключевых функций в организме – перекачивает кровь для осуществления полноценного обмена веществ как в органах в целом, так и в каждой отдельно взятой ...

Красивые места для фотосессий в Саратове

Небольшой обзор мест для фотосессии в Саратове Хотите провести шикарную фотосессию? Для жителей Саратова, мы подготовили список красивых мест для фотосессий в Саратове. Вам потребуется лишь умение получаться фотогеничным на фотографии, сносная камера (хорошая мыльница или полу-профессиональная зеркалка), и умение красиво запечатлеть кадры. И так приступаем. Красивые места для фотосессий ...

Мумие для волос: отзывы, для роста, в шампунь, применение

Мумие своими полезными свойствами было известно еще в глубокой древности. Добывая целебное средство высоко в горах, наши предки изготовляли из него лекарства практически от всех болезней. Сегодня мумие также имеет большую значимость, как в традиционной, так и в народной медицине. И в статье мы расскажем вам о том, чем полезно ...

Как правильно красить губы красной помадой, модные оттенки помады

Кому идёт красная губная помада? Как подобрать оттенок красного для своего типа красоты? Как правильно носить красную губную помаду? Красная губная помада – это нестареющая классика макияжа. Всегда модные карминовые оттенки, как правило, являются основой меняющихся тенденций. Несмотря на это, мало кто из женщин делает ставку на этот, всегда модный, ...