Главная » Женские штучки » Как хвалить ребёнка

Как хвалить ребёнка

В статье о методах поощрения ребенка мы уже говорили о том, что похвала не самый простой способ поощрения и может вылиться в развитие негативных сторон личности. Но и это не значит, что родителям стоит занести похвалу в список запрещенных приемов.

В конце концов, за похвалой стоит большой потенциал развития ребенка. Однако для достижения необходимого эффекта и реализации всего потенциала, похвала должна соответствовать определенным требованиям.

Содержание статьи:

Как хвалить ребёнка

Оценочной похвале — нет

Дети очень чувствительны к оценке себя со стороны значимых взрослых: родителей. Поэтому эффективная похвала полностью исключает возможность прямых или косвенных, явных или скрытых оценок непосредственно ребенка.

Вплетение в похвалу оценочных суждений не только нецелесообразно, ну и деструктивно влияет на ребенка.

Чем опасна оценочная похвала? Во-первых, через нее выражается связь подчинения-зависимости в диаде между родителями и детьми.

Ребенок воспринимает оценки себя просто: если он меня хвалит, значит он имеет на это право. А если родитель наделен таким правом, то эмоциональная жизнь ребенка становится зависимой от оценок, даваемых родителями.

Во-вторых, оценки личности ребенка могут привести к тому, что он начнет бояться потерять эти оценочные высказывания, а вместе с ними – расположение взрослого и его любовь. Вслед за этим проявляется страх быть наказанным (ребенок думает так: если меня не оценивают, значит я виноват, а за это можно получить наказание).

Таким образом, ребенок начинает вести себя настороженно, может повыситься тревожность, и малыш примет пассивную агрессивно-оборонительную позицию относительно родителей.

В-третьих, ребенок начинает переживать за свои достижения. Дети очень ясно видят, за что их оценили. Высокая оценка привязывается ими к какому-либо достижению или действию.

Дети начинают переживать из-за боязни снова не достигнуть тех результатов, за которыми шла похвала-оценка. Поэтому эффективная похвала не должна включать в себя оценок.

Более того, эта боязнь может носить затяжной характер и переходить в ранг хронических, граничащих с фобиями. Начинает развиваться такой комплекс, который назван выученной беспомощностью.

Ребенок занимает пассивную позицию относительно жизненных событий – ему легче не рисковать и не браться за что-то новое, потому что это чревато потерей позитивной оценки взрослыми. Вместо мотива достижений у ребенка формируется мотив избегания.

В-четвертых, дети могут воспринимать такую похвалу за попытку манипуляции со стороны взрослых. Особенно это выраженно в младшем подростковом возрасте.

В некоторых случаях, такая похвала может восприниматься как издевка.

Сравнительной похвале — нет

Самая частая ошибка родителей – это сравнительная похвала, а также сравнительные причитания по поводу ребенка. Фразы вроде: «Почему ты не можешь учиться также, как Сережа» воспринимаются детьми как одни из самых страшных оскорблений, а иногда вызывают и бурную реакцию. Тоже самое и о похвале.

Каждый ребенок по своей природе – абсолютно уникален и неповторим, о чем писали еще классики психологии развития. Уникальность и неповторимость ребенка зиждется на так называемой зоне ближайшего развития – то, каким ребенок может стать в ближайшем будущем.

Техника эффективной похвалы должна полностью исключать любые сравнения.

Сравнительная похвала приводит и к более неприятным последствиям. Такой способ похвалы не апеллирует к перспективам развития ребенка, не помогает ему осознать свою ценность и принять себя таковым, какой он есть. Такая похвала способствует развитию у ребенка зависти и яркой негативной оценки более успешного товарища.

Более того, дети могут из принципа отказываться делать так, как делают сравниваемые с ними. На этой почве возникают реакции оппозиции, отказа и открытой конфронтации.

Такая похвала – одна из причин школьной жестокости по отношению к преуспевающим ученикам. Постоянные сравнивания успешного ученика с другими рождает естественную неприязнь к нему, которая, ввиду бурной эмоциональной жизни подростков может выливаться в насилие и жестокость.

Корни этого лежат в семье и учителях!

А теперь посмотрим на это с позиции объекта сравнения – допустим, отличника. Эффективная похвала ли это для него?

Нет. В одних случаях это лишний стресс и нагрузка на ученика, а в других – причина формирования комплекса сверхполноценности.

В обоих случаях, такая похвала мешает нормальному развитию у детей чувства сотрудничества и навыкам совместной работы. Отсюда вытекает и низкая коммуникативная компетентность.

Цель эффективной похвалы – формирование навыков регуляции своего поведения и самоконтроля, поэтому она тоже должна исключать оценочные суждения.

Похвала в глазах ребенка и родителя

Похвала, как воспитательная техника двояка: в ней есть две грани. К первой относится собственно речь родителя, а ко второй – смысл, который вычленяет из похвалы ребенок и самооценку.

Часто родители попросту не догадываются о втором дне похвалы. Итак, что именно входит в понимание похвалы ребенком:

  • — Оценка ребенком самого себя
  • — Оценку своих умений, компетентности в чем-либо, навыков
  • — Оценку своего отношения к родителям, а также их отношения к ребенку.

Оценка отношений осуществляется ребенком в смысле принятия, уважения, доверия, понимания или же им противоположным характеристикам.

В конце концов, дети самостоятельно оценивают свои умения и достижения в какой-либо сфере деятельности. Они видят, успешны они или нет в чем-то и на основе такого заключения ставят перед собой новые задачи.

Итак, мы замечаем, что эффективная похвала станет таковой лишь при прохождении ее через фильтры ребенка. Если мнения ребенка о себе и его похвала расходятся, то это может вызывать самые различные реакции: от обиды за «ложь», до обесценивания мнения родителей.

И именно на этом уровне ребенок сам оценивает себя. И благодаря развернутой оценочной деятельности у ребенка формируются навыки регуляции своего поведения и рефлексии.

Отсюда мы видим, почему эффективная похвала не должна включать готовую оценку ребенка. Если она есть, то ребенку не нужно самому сравнивать и оценивать свои успехи с эталоном, он уже оценен.

А вот если взрослый исключит критерий оценки, но наметит маячки, по которым проходит оценка, то это поможет сформировать навыки саморегуляции.

Какая же она: эффективная похвала?

Итак, эффективная похвала – это описание поступков и трудов детей, результатов деятельности, но не только для них самих, но и для окружающих их людей. Важно, чтобы похвала была связана с реальными достижениями, но ориентировалась на создание зоны ближайшего развития, где ребенок будет расти и развиваться.

Более того, важна и эмоциональная составляющая похвалы – родитель должен открыто выражать переживаемые им чувства за действия ребенка.

Проще говоря, эффективная похвала лишь намечает критерии для оценки и задает ориентиры для ее успешного развертывания, но при этом – ребенок сам выносит себе окончательную оценку. Важно заметить, что эффективная похвала реализует свою функцию лишь тогда, когда родители открыто принимают ребенка и привязаны к нему.

Но не стоит надеяться, что четырехлетний малыш всегда может самостоятельно оценить себя. Эффективная похвала должна учитывать возрастные особенности ребенка и применяться рационально действиям и достижениям малыша.

В младших возрастах допустима оценка, но в терминах любви и доверия.

Для младших дошкольников эффективная похвала строится на прямом обозначении критериев для оценки, а также демонстрация их связи с реальными действиями ребенка. Более того, допустимо соотнесение этих критериев с результатами деятельности ребенка, а также их окончательная, но совместная оценка.

Для более старших детей эффективная похвала – это обозначение зоны ближайшего развития и безоценочность. Такая похвала позволит ребенку сформировать здоровую и объективную Я-концепцию и задаст дальнейший путь для личностного развития.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

О admin

x

Check Also

Укусы клопов Малыша покусали клопы

Малыша покусали клопы. Действия мамы. Как помочь крохе? Кожа малышей и женщин очень нежная и чувствительная. Поэтому именно они в первую очередь страдают от этих гадких, противных насекомых. У мужчин кожа грубее и не так сильно реагирует на укусы. Мужчина может и не почувствовать, не проснуться, когда его кусают. А ...

Парижский шарм: секреты истинных француженок

Что делает женщину — женщиной, а француженку — француженкой? Ответы дают Катрин Денёв, Марион Китийяр, Каролина де Мегрэ, Изабель Аджани, Софи Марсо, Ванесса Паради, Шарлотта Генсбур, Леа Сейду, Летиция Каста… Непосредственные, изящные, очаровательные, немного озорные и безумно сексуальные… Француженки, которые нравятся всем, охотно делятся секретами своей бесспорной привлекательности. Уроженки Бургундии, ...

Группы смерти: что должен знать родитель, полезные советы

Группы смерти. Как защитить ребёнка от «плохого» интернета? О «группах смерти» в социальных сетях говорят учителя в школах, предостерегают правоохранители, сообщают в СМИ. Содержание статьи: Опасные хэштеги Способов попасть в игру несколько. Одним из них является хэштег с соответствующей надписью, например, F50, киты, тихий дом, оранжевая обезьяна и многие другие ...

Здоровое питание: меню на неделю, день (для похудения)

Фраза «чего бы такого съесть, чтобы похудеть?» еще несколько лет назад была шуткой. Современные же диетологи рассматривают ее как основу для избавления от лишних жировых складок. Именно правильное, сбалансированное и, главное, умеренное употребление пищи является залогом не только красивой талии, но и крепкого здоровья. О том, как выглядит здоровое питание ...