Главная » Женские штучки » Не читает? И не заставите

Не читает? И не заставите

Не читает? И не заставите

Родителей часто беспокоит вопрос, почему их ребенок не читает, а главное — как это изменить? Какую книгу предложить?

Можно ли привить любовь к чтению? Екатерина Асонова считает, что чтение ради чтения — не выход.

Она рассказала Матронам, как воодушевить детей и подростков взять в руки книгу.

Екатерина Асонова — кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ, автор и руководитель проекта Детские книги в круге чтения взрослых.

Не читает? И не заставите

Одна из ваших работ посвящена семейному чтению. Какой в этом смысл — читать вместе всей семьей?

Совместное чтение — это, в первую очередь, коммуникативная практика. Книга помогает взрослому и ребенку взаимодействовать, вместе что-то переживать, телесно находиться рядом.

Очень важно понимать, что для родителя первично все-таки общение с ребенком: если мы это забываем, делая главным чтение, то у нас получается дровосек, который молится своему топору.

А как семейное чтение организовано у вас в семье?

Мы с мужем оба филологи. Чтение художественной литературы, чтение специальной литературы — это наша основная профессиональная деятельность. Так как я занимаюсь детским чтением, у меня очень — нет, не так — ОЧЕНЬ много детской литературы.

Я не могу сказать, что мы часто читали нашим детям вслух, но мы как будто бы живем на книгах.

Наши дети (сейчас им 11, 12 и 25 лет) в дошкольном возрасте многое читали просто потому, что росли в условиях книжных фестивалей, маминых лекций и т.п. Они быстро и хорошо научились читать детские книги, то есть читать не только текст, но и картинки.

До сих пор я являюсь для них (как и для многих друзей, знакомых, близких и дальних родственников) книжным источником — помогаю выбрать книги, подсовываю новинки, отвечаю на вопросы. Другое дело, что эта практика совершенно неотделима от моей работы, поэтому плохо подходит в качестве образца для другой семьи.

С какого возраста можно начинать совместное чтение?

Все, что в детском фольклоре принято называть потешками, пестушками, — это уже в некотором смысле начало семейного и детского чтения, с этого начинается восприятие речевого образа. Эмоциональная речь взрослого (мамы, папы, бабушки, дедушки, няни), обращенная к младенцу, — особенная, потому что взрослый в этот момент немножко актер, немножко сочинитель, творец.

Когда в обыденной речи взрослого выделяются эмоционально окрашенные высказывания, когда меняется интонация, темп, ритм, происходит драматизация, — это дает положительный результат. Ребенок получает опыт речевого восприятия, подражая взрослому, учится создавать его сам.

Так что особенным, художественным образом организованная звучащая речь — это тоже своего рода художественное произведение.

А что вы читали или рассказывали своим детям в детстве?

Очень много не только и не столько читала, сколько проговаривала, исполняла самые разные вещи: песенки смешные, которые запомнила в детстве или в юности, стихи, потешки. Без них невозможно одеть ребенка, без них скучно играть, без них трудно успокоить малыша.

Потом наступило время Чуковского и его компании — много стихотворных произведений В. Левина, Р. Мухи, В. Лунина, Г. Сапгира, А. Гиваргизова, М. Яснова, М. Бородицкой, Э. Мошковской, З. Александровой, М. Грозовского, А. Тимофеевского и многих-многих других.

Потом в ход пошли сказки и короткие рассказы. Первые берут сюжетом, вторые — правдоподобием и близостью изображаемых переживаний.

Помню, что пятитомник Анни Шмидт про Сашу и Машу был прочитан раз десять. Среди любимых авторов оказались Чуковский, Драгунский, Седов, Усачев.

И много, очень много книжек-картинок, среди которых были книги Нурдквиста, Янссон, Аппельгрен, Эрльбруха, Герасимовой, Сильверстайна, Суровой, Шмелькова, Стальфельт и других.

Давайте представим ребенка лет 8, который не хочет читать. Родители дают ему Незнайку на Луне, а он отвечает: Лучше поиграю в компьютер.

Как с этим быть?

Нужно понять, зачем мы хотим, чтобы ребенок читал. А еще нужно помнить, что компьютер он получил от вас же.

Чтобы получал эмоции, знания, — ответят взрослые.

Значит, он не получает этого от чтения: он нам не верит, или знания ему не нужны. Мы возвращаемся к вопросу о том, нужно ли чтение ради чтения. Чего мы хотим?

Чтобы ребенок просто читал, и наше родительское эго чувствовало себя хорошо? Дайте ребенку телефонную книгу — пусть читает.

Неправильно ставить во главу угла тезис читать лучше, чем смотреть телевизор, потому что по телевизору можно тоже увидеть что-то хорошее, — просто знания лучше получать в деятельности, на опыте. До тех пор пока родитель дает ребенку Незнайку и говорит: Читай, потому что я так решил, чтение невозможно в принципе.

Чтение — это про свободу, самостоятельность, возможности, про уважение и про чувство собственного достоинства. Если ребенок в ультимативной форме получает книжку, которая его не заинтересовала, которую не он снимал с полки, — он не станет читать, не будет чувствовать себя свободным человеком. Потому что это не реализация права, а обязанность.

А чтение должно быть у человека только как возможность.

Не читает? И не заставите

Если у ребенка было право выбирать и читать книги, которые он хотел, и эта потребность культивировалась — он будет и дальше сам выбирать книги. Он не станет читать то, что мама считает полезным.

Книги — не витамины (но иногда могут очень сильно помочь, и они гораздо дешевле и полезнее таблеток от депрессии, но это мы забегаем далеко вперед).

Как же достичь того, чтобы ребенок хотел выбирать книги?

Доверять ребенку и все время помнить, что главный результат — не впихнуть знания, а направить к ним. Например, ходить в библиотеку и давать возможность выбирать в то счастливое время, когда ребенку еще все интересно, когда для него книги — часть предметного мира, который интересно познавать. Это происходит в 3-5 лет.

Нужно сделать так, чтобы он увидел как можно больше интересных книг, чтобы попадал в избыточную книжную среду (библиотеки, хорошие книжные магазины, выставки), чтобы собирал с мамой вместе домашнюю библиотеку. Чтобы у него появился опыт выбора, опыт оценки: это нравится, это не нравится, чтобы его в этом поддерживали. Тогда есть шанс, что он на следующей своей ступени, постепенно отделяясь от вас, приобретет больше самостоятельности и будет эту самостоятельность обозначать книжками.

Но нужно помнить, что и тогда придется уважать его выбор. А это непросто.

Но ведь так не всегда бывает, как вы говорите?

Да, это сложно. Могут быть провалы: любой ребенок может сказать: Я не хочу читать, мне неинтересно, потому что ему, например, важнее что-то узнавать руками. Есть дети, невосприимчивые к сложной образности, и это нормально.

У меня трое детей, и они разные. Читают ли мои дети?

Да. Потому что они живут в условиях книжной избыточности и постоянного поиска новых интересных книг я стараюсь чутко относиться к потребностям ребенка, пытаюсь отгадать, что ему интересно.

Сегодня моя дочь осталась одна — заболела. Я принесла ей три разные книжки и дала характеристику каждой.

Показала, что книг много и они разные: эта на возраст постарше, а эту она легко прочтет сейчас, а эта просто для хорошего настроения. Таким образом я даю ей сигналы, по которым она может попытаться почувствовать себя: готова ли она читать что-то серьезное или хочет лишь развлечься?

Нужно понимать, что мы читаем очень по-разному, иногда читаем, чтобы убить время, и это тоже нормально, поэтому я приучаю своих детей, что в дорогу надо брать книгу. Да, это моя функция — напомнить взять с собой книги или самой захватить что-то, что я им могу дать в дороге, когда станет скучно.

И да, я подбираю каждому из них книги специально — по характеру, настроению, сиюминутным потребностям.

То есть надо ловить сигналы детей?

Конечно. Нужно очень чутко относиться к их потребностям. И ни в коем случае не использовать аргумент: Мне в твоем возрасте нравилось.

Это оскорбительно и унизительно. Особенно, если это жестковатый дедушка так говорит внуку. Ребенок же понимает подтекст: Я был лучше тебя.

Ничего, кроме отторжения и обиды, у человека 7-10 лет это, естественно, вызвать не может.

Хорошо, а если представить, что этап 3-5 лет, о котором вы говорили, пропущен? И когда ребенку уже лет 12, — он не читает, в школе тоже все потеряно, как быть?

Ход первый (если он вам доступен): отправляемся в очень уютное читательское место вместе с ребенком и ищем, что там может быть интересного. Идем на книжный фестиваль, в привлекательную библиотеку или магазинчик. Дальше надо озадачиться, какие книжки могут быть интересны ребенку.

Например, алгебра в комиксах? Да-да, это может быть совсем не Капитанская дочка.

Мы должны ориентироваться на потребность. Кроме того, можно поискать человека, который поможет. Это может быть руководитель театрального, исторического клуба — дети очень часто начинают читать, когда попадают в среду, где это принято.

Еще можно просто записаться в библиотеку и попросить, чтобы ребенку подобрали интересную книгу. Если у вас не получилось увлечь книгами, это не означает, что ребенок ими совсем увлечься не может.

Не читает? И не заставите

Есть ли обязательное чтение для ребенка в определенном возрасте? Какие книги вы можете порекомендовать?

Есть тексты, образы, сюжеты, вокруг которых крутится массовая культура: Винни-Пух, Алиса в стране чудес, Питер Пэн, Маленький принц. Это набор произведений, знание которых позволит оценить, к примеру, разницу между вариацией режиссера фильма или спектакля и оригинальным текстом.

Я иногда консультирую родителей или даю частные уроки по литературе и языку, так вот, как-то я дала своему ученику виммельбух. Это большая рисованная книга, в которой очень много всего: например, в мельчайших подробностях изображена жизнь городской улицы. В этом виммельбухе были перемешаны сюжеты и герои сказок, и я попросила показать, кто здесь нарисован.

Выяснилось, что половины этих сказок ребенок вообще никогда не слышал. Пришлось нам с мамой составить список для чтения, который мы назвали классика, чтобы таким образом восполнить пробел. Впереди у человека большая жизнь, культура будет ему предлагать новые фильмы, книги, отталкиваясь от вечных образов: называть героев, ссылаться на сюжеты.

Поэтому мы решили, что надо и Красную шапочку прочесть, и Андерсена.

Насколько обязательно это чтение, я не знаю. В описанном мною случае это было важно для мамы, поэтому появился список, то есть возможность выбирать произведения и читать.

Никакой обязательности для ученика в этом списке не было. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, я могу лишь предполагать, что было бы удобнее прочитать ребенку до школы, а что позже.

Так, для своих детей я чаще составляла список того, что пока читать не будем, чтобы они прочли это самостоятельно чуть позже.

Если бы ваши дети спросили: Мама, зачем читать?, что бы вы ответили?

Они очень часто так спрашивают. И это сложный вопрос: на самом деле, я ничего не говорю в этот момент, потому что не могу сказать, зачем им читать. Мы со средним сыном часто спорим о том, сколько в его жизни должно быть компьютера и чем на нем можно заниматься.

Почему чтение книжки лучше, чем компьютерная игра? С моей точки зрения, чтение — это возможность побыть в том ритме, который задавать будешь ты сам.

Это возможность побыть субъектом, потому что и фильм, и компьютерная игра, и отчасти музыка (меньше, но тоже) рулят нами. Чтение же — процесс приватный, в котором все зависит от читателя.

А если сами родители не читают, может ли ребенок полюбить читать? Работает ли здесь собственный пример?

Может. И, пожалуй, это самое важное, что нужно знать о чтении учителям, библиотекарям — тем, кто по долгу службы обеспечивает эту возможность людям. Фраза все идет из семьи очень опасная — она означает, что мы отказываемся друг другу доверять и помогать.

Читательские возможности каждого ребенка должны быть обеспечены. Для ребенка, у которого нет дома книг, мы обязаны найти книги и место-время для их чтения или рассматривания в школе, в детском саду, должны придумать, как такому ребенку оказаться в библиотеке, где он скажет: Вау!

Как тут здорово!.

И еще один важный момент: если мама сама не читала книг в детстве, юности, это не означает, что у нее нет такой потребности. Это означает, что ей надо предложить книги, библиотеку как ресурс, помощь.

А сделать это можно только тогда, когда уважительно относишься к маме, вообще к любому человеку — неважно, взрослому или ребенку — к его пока нераскрытым читательским способностям.

О admin

x

Check Also

Какие продукты полезны для сердца и сосудов?

Правильно питание – залог здоровья. Всем известна эта фраза. Если человек питается правильно, употребляет только полезные продукты, то он только помогает своему организму. Сердце выполняет одну из ключевых функций в организме – перекачивает кровь для осуществления полноценного обмена веществ как в органах в целом, так и в каждой отдельно взятой ...

Красивые места для фотосессий в Саратове

Небольшой обзор мест для фотосессии в Саратове Хотите провести шикарную фотосессию? Для жителей Саратова, мы подготовили список красивых мест для фотосессий в Саратове. Вам потребуется лишь умение получаться фотогеничным на фотографии, сносная камера (хорошая мыльница или полу-профессиональная зеркалка), и умение красиво запечатлеть кадры. И так приступаем. Красивые места для фотосессий ...

Мумие для волос: отзывы, для роста, в шампунь, применение

Мумие своими полезными свойствами было известно еще в глубокой древности. Добывая целебное средство высоко в горах, наши предки изготовляли из него лекарства практически от всех болезней. Сегодня мумие также имеет большую значимость, как в традиционной, так и в народной медицине. И в статье мы расскажем вам о том, чем полезно ...

Как правильно красить губы красной помадой, модные оттенки помады

Кому идёт красная губная помада? Как подобрать оттенок красного для своего типа красоты? Как правильно носить красную губную помаду? Красная губная помада – это нестареющая классика макияжа. Всегда модные карминовые оттенки, как правило, являются основой меняющихся тенденций. Несмотря на это, мало кто из женщин делает ставку на этот, всегда модный, ...