Главная » Женские штучки » Педагогическая психология Научение и мышление в процессе школьн

Педагогическая психология Научение и мышление в процессе школьн

Научение и мышление в процессе школьного обучения

Как мы знаем, школьное обучение играет в определённый момент ведущую роль в развитии детей, да и не только интеллектуальном. Именно школа позволяет испытать ребёнку свои физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные потребности. Такое испытание помогает ребёнку оценить своё соответствие некоторым предъявляемым социумом требованиям.

Именно в школьное время дети обретают уверенность в своих силах, учатся оценивать свои возможности и научаются контролировать процесс обучения, а что самое важное – он понимает, что сам может развивать свои отношения со сверстниками.

Итак, попав в школу, ребёнку предъявляются новые требования, причём эти требования чаще всего расходятся с теми, которые предъявлялись семьёй. Отсюда мы понимаем, что ребёнку приходится приспосабливаться к новым условиям.

В тоже время у детей куда больший потенциал к адаптации в новых условиях, поэтому большинство детей не испытывают существенных трудностей попадая в новую обстановку.

Содержание статьи:

Педагогическая психология Научение и мышление в процессе школьн

Новые требования и ожидания

Начиная школьный путь, дети, вероятно даже в первый раз, разделяются со своими родителями (родственниками) и должны устанавливать новые отношения с незнакомым им доселе взрослым. И здесь же у ребёнка появляется больше «степеней свободы», дети обретают большую независимость от родителей, но в тоже время учатся подчиняться правилам школьной жизни, представленных в лице первого учителя. Например, первокласснику после уроков уже не подобает подзывать родителей с просьбой одеть его, ведь это может увидеть учитель – а он ждёт от ребёнка самостоятельности.

При этом большинство требований одинаковы для детей обоих полов – например, учитель ожидает, что девочки способны самостоятельно следить за своим внешним видом. И всё же, уже в начальных классах проявляется конкуренция между детьми за внимание и помощь нового значимого Другого – учителя.

Вне зависимости от школы, в которую попал ребёнок, всегда можно обнаружить разрыв между ожиданиями от ребёнка в кругу семьи и теми требованиями, которые устанавливаются по отношению к ученикам в школе. И чем больше эта пропасть, тем сложнее детям адаптироваться к новым требованиям и условиям.

Особые трудности могут испытывать дети разных культур: например, если целые семьи лишь начали адаптироваться к новой культурной среде, то от ребёнка, попавшего в школу, ждут уже полного принятия новых культурных требований. Успешен ли будет такой переход из одной системы ценностей в другую? Ответить сложно, ведь лёгкость этого перехода обусловлена и отношениями в семье и школе, и индивидуальностью ребёнка.

Если в семье ассимиляция происходит по нужде, то ребёнку будет в разы труднее принять новые требования.

От чего зависит конкретный успех-неуспех в адаптации к новым школьным условиям? От достаточно широкого спектра способностей ребёнка. Например, насколько хорошо ребёнок научился соблюдать требования и принимать их, контролировать свою эмоциональную сферу, как прошло у ребёнка расширение круга его прав и обязанностей.

В тоже время встает вопрос о том, насколько велики психические ресурсы первоклассника, чтобы совладать с новыми условиями. Безусловно, все учителя признают, что их реально может не хватать, однако предъявляемые требования нуждаются в высокой адаптивности, так как они одинаковы для всех детей.

Здесь уместно сказать о готовности к школе, однако этому посвящена отдельная статья.

Итак, начиная с первого сентября от детей ожидается принятие сложной системы социальных норм, которые регламентируют отношения в классном коллективе. Например, отношения со сверстниками строятся на основании баланса между кооперацией и соперничеством.

Отношения с новыми взрослыми выстраиваются по похожей схеме: балансируя в центре между послушанием и независимостью.

Небольшое количество школ (если говорить о Российских) имеют четко проработанные правила и требования, закреплённые в документированном виде. В кой-то мере это своеобразные Уставы организаций.

Например, говорить на уроке не дозволяется, шуметь на переменах нельзя, для того, чтобы отлучиться в уборную, необходимо спросить разрешения учителя. Чтобы спросить его или просто ответить – необходимо поднимать руку. Конечно, эти правила знакомы нам всем, но не везде они являются уставно-официальными.

В тоже время их освоение может требовать большого количества времени.

Так, проводились исследования начальных классов общеобразовательных школ на предмет того, сколько времени учителя тратят на следующие формы работы:

Исследования, проведённые в начальных классах общих школ показали количество времени, которое учителя затрачивают на те или иные формы работы, включая академическое обучение. Результаты показали, что зачастую лишь 10-15% учебного времени тратиться на непосредственно обучение, остальные минуты уходят на:

  • 1. наказания и поощрения, замечания
  • 2. разъяснение базовых правил поведения на уроках
  • 3. другие «технические» моменты.

Укажем, что речь идёт о тридцатиминутном уроке. Подробные сведения об исследовании можно найти у SieberGordon, 1981.

В тоже время было показано, что дети лучше всего осваивают предмет, когда не менее 50% времени затрачивается на непосредственно обучение, при котором дети заинтересованы в предмете.

В тоже время нельзя отрицать необходимость внеучебных действий на уроках, ведь именно через них у первоклассников формируется необходимая картина требований, которые так или иначе связаны с их социальным и умственным развитием. Дети, не ознакомившиеся с правилами в начальных классах, могут испытывать большие трудности не только в дальнейшей учебе, но и в социальной жизни в принципе.

Формирование умения учиться и мыслить критически

Современный мир – это динамичная и быстро меняющаяся структура, в которой человеку необходимо овладеть большими количествами умений и знаний, но не хватает обычно важного компонента для этого – времени. В такой системе знания, когда «одни правдивые факты на сегодня» станут профанацией уже завтра, у людей должна быть способность работать с огромными массивами информации, усваивая новое.

По сути – люди в современном мире – это вечные студенты. Именно поэтому, основной упор в обучении первоклассников ставится не просто на «зазубривание» и усвоение пустых фактов, а на умение своими силами отбирать необходимую информацию и прорабатывать её с критической позиции.

К сожалению, именно этот компонент хромает в рамках российских реалий: многие родители «пичкают» своих детей сухими и абсолютно ненужными знаниями, пытаясь превратить их в ходячие энциклопедии. Сегодня такой подход к учёбе не то что неактуален, он потенциально опасен для важнейшего умения ребёнка работать с противоречивой, непроверенной и неподтверждённой информацией.

Знание того, что арбуз – это ягода абсолютно бессмысленно, если нет возможности убедительно обосновать такую позицию.

Именно поэтому в нынешних условиях и педагоги, и психологи разрабатывают десятки схем обучения, направленные не на развитие механических навыков, а на мышление ребёнка. Например, когда-то были выделены шесть типов умственной работы, которые способствовали развитию мышления. (исследование Costa, 1985). Итак, вот они:

  • 1. воспоминание: способность восстанавливать данные и факты, понятия и идеи в памяти
  • 2. воспроизведение: способность действовать по установленному алгоритму
  • 3. обоснование: принцип от «частного к общему». Умение установить связь между одним случаем с общей идей или принципом
  • 4. реорганизация: умение переносить старые навыки и умения на новые и неизвестные ситуации, способность комбинирования дефицитной информации в новые решения
  • 5. соотнесение: умении сопоставлять новые данные с имеющимися знаниями, перекоординировать их
  • 6. рефлексия: целенаправленное изучение своих идей и причин их возникновения.

Конечно, учить детей мыслить в разы трудней, нежели просто указывать на конкретные истины и закономерности. Сообщить материал – не значит дать знание.

Например, чтобы первоклассники научились обосновывать свои решения и окончательные выводы, учителям необходимо предоставлять набор неординарных задач и рабочих материалов. Цель такого подхода – развить у детей исследовательскую активность, повысить толерантность к неопределённости, заинтересовать во вскрытии связей между А и В, подарить способность спокойно взвешивать все возможные варианты решений и находить лучшие.

Дети должны не просто знать что-то, они должны учиться формировать и проверять гипотезы, почему именно так, а не иначе.

Педагогическая психология Научение и мышление в процессе школьн

Успех в школе

Что влияет на успех конкретного ребёнка в школе? Десятки, если не сотни факторов.

Например, дети со сбитым режимом питания, слабым здоровьем и испытывающие семейные трудности зачастую проваливают различные школьные задания. Тоже самое происходит и с детьми, чья самооценка была заметно снижена по различным причинам. В тоже время ощущение ребёнком себя как достойного и способного ученика сильно влияет на результативность учёбы.

Одно из исследований конца 90-х показало, что более 20% детей критически недооценивают свои учебные навыки. Из-за такой установки на свою неуспешность многие интеллектуальные дети оказываются в ранге неуспевающих.

Интересные данные были получены Дэвидом Мак-Клелландом, который занимался изучением школьных успехов в различных культурах в разные временные периоды. Были получены убедительные данные, что ценности культуры в которой выросли дети тесно связаны с успешностью учёбы. Этим учёным была выделана важная составляющая учебной деятельности: мотивация достижения.

Именно этот элемент (стремление добиться высокого результата и успеха) приобретался ребёнком из культуры и обуславливал его направленность на учёбу. То есть, мы можем допускать, что семьи, где проявляется интерес к новому и неизведанному с большей вероятностью вырастят детей, заинтересованных в учебном процессе.

Более того, различные субкультуры могут ориентироваться на различные достижения: где-то важен именно уровень образования (о реальных навыках речи не идёт), где-то социальные достижения. Дети, в семье которых цениться противоположная транслируемой в школе ценность, имеют в принципе более низкую мотивацию достижения.

Пол и успешность в школьный период

Отрицать влияние пола на успешность школьного обучения – значит пренебрегать важной компонентой развития собственного ребёнка. Первые исследования этих различий, проведённые ещё в 1974 году, показали, что мальчики лучше оперируют с пространственными и вычислительными образами, в то время как девочки лучше овладевают вербальными предметами. Сегодня эти данные ставятся под сомнение, однако закономерности определённо есть.

И более того, есть причины, такие различия объясняющие.

Конечно, интеллектуальное развитие слабо связано с полом, но вот социальные установки и ожидания (вроде «мужских и женских профессий») играют весомую роль в становлении навыков у детей.

По данным Кэрол Гиллиган (1987) большинство девочек вполне успешно развиваются до периода ранней юности. К этому времени они достаточно уверены в себе и имеют оформленную идентичность, но вот к названному времени они могут встречать серьёзные социальные препятствия на пути к своему интеллектуальному развитию. Во время пубертата у девочек происходит столкновение двух реалий: то, что они видят вокруг себя и своих представлений о том, кто такая женщина.

В итоге, внешнее совершенство и подгонка себя под социальные ожидания вполне могут взять верх над успехами в учении.

Проще говоря, многие девочки сталкиваются с давлением со стороны социума, вынуждающего их «глупеть», чтобы традиционное мускулинное общество приняло их.

Более того, сегодня существует, на наш взгляд, миф, что математические и точные области знаний являются «мужскими», а литература, творческие специальности, языки – «женские». Из-за этого стереотипа даже многие из учителей свято убеждены в том, что мальчики более способны в математике, что приводит к большей концентрации внимания на мужской половине класса во время соответствующих занятий.

Конечно, половые различия обнаруживают себя при специальных тестированиях, однако в последние пол века различия постепенно сглаживаются, однако не сходят на нет. Например, тест PSAT показывает убедительные статистические различия по «точным» и «неточным» наукам у полов, однако с годами различия слабеют.

Например, усреднённо, девочки лучше ориентируются в правилах грамматики и пунктуации, быстрее оперируют с поступающей информацией. Мальчики же лучше работают с пространственными задачами, математическими операциями и разбираются в кинетике и механике.

Однако различий в мышлении, навыков рассуждения и доказательства при работе с вербальным, образным и цифровым материалом не было обнаружено.

Мы видим, что половые отличия в последние годы становятся меньше, но не исчезают. Скорее всего, именно социальные ожидания и стереотипы обуславливают этот разрыв, поскольку физиология мозга, психологическая составляющая и интеллектуальный уровень не играют реальной роли в столь непонятных различиях.

Основной корень такого разрыва – это гендерные предписания и сформированные установки в обществе.

Роль родителей в школьной успешности

Конечно же, родители играют хоть и не ведущую, но основную роль в ученических успехах ребёнка. На них лежит важная задача формирования условий и стимуляции учебного интереса у ребёнка.

Какие факторы чрезвычайно снижают и интерес к учебе, и общую успеваемость первоклассника? Давайте списком обозначим их:

  • • сложные внутрисемейные отношения из-за родительских разногласий
  • • вовлеченность родителей в преступную деятельность
  • • психическое расстройство одного из родителей, особенно – матери
  • • необеспеченность материально-техническими условиями учения
  • • плохие условия жизни, питания, сна и отдыха
  • • жизнь попеременно с двумя родителями при разводе.

Данные, позволившие выделить эти факторы в отдельные были получены сравнительно недавно – в 1993 году.

Теперь давайте посмотрим на родителей тех детей, чьи успехи в школе лежат выше среднего ученика. Изучая таких родителей было обнаружено, что они реализуют определённые виды родительского поведения, независимо от нации, культуры и вероисповедания.

Фактически, эти «программы» могут быть реализованы любой семьёй.

Итак, давайте опишем особенности таких родителей:

  • 1. родители успешных учеников как правило имеют реалистичные представления об успешности их детей, они видят их пробелы и идеальные стороны. Для таких родителей дети не «умные» или «глупые», а, например, «отлично разбирающиеся в языкознании, но испытывающие трудности с химией». Однако родители верят в то, что их дети добьются успехов в будущем и помогают ребёнку приобрести уверенность в своих силах, стимулируя познание и выполнение требуемых от возраста задач дома и на учёбе
  • 2. отношения между родителями и детьми насыщены принятием, добротой и теплом. Методы воздействия (наказания и поощрения) носят конструктивный характер. Подробнее о них можете прочесть в соответствующих статьях на сайте. Дети в таких семьях чётко понимают «можно» и «нельзя», однако всегда чувствуют себя комфортно в семье
  • 3. и самая важная отличительная черта таких семей: родители находятся в постоянном контакте с детьми, они общаются с ними. Они читают им книги и рассказывают истории, внимательно слушают об их проблемах, советуют что-то, говорят с детьми. Такие родители поддерживают интерес к исследовательскому поведению и являются лучшей моделью для усвоения роли.

Отметим также, что спокойное и рациональное разъяснение ребёнку пользы различных заданий и настаивание на их подготовке также имеют важную роль в познавательной активности ребёнка.

Заключение

В общем, мы видим, что дети из семей с нормальной заинтересованностью в учёбе и поддержкой со стороны взрослых учатся лучше, нежели свои сверстники. Завершая приведём короткий пример: поддержка познавательных интересов присуща народам Востока.

В Японии, например, родители крайне высоко ценят образованность и упорство в работе, а поэтому верят, что дети их смогут добиться самых высоких результатов, если приложат к этому достаточно усилий. Тем самым родители сами с интересом вовлекаются в учёбу ребёнка, поддерживая его и помогая поддерживать реальную самооценку.

Обратим внимание, что, к сожалению, многие родители сегодня требуют от своих детей невозможного. Речь идёт, например, о зазубривании материала вместо его понимания.

Такой подход разрушает интерес к учёбе, а более того – пресыщает ребёнка, что в итоге может сказаться на будущей учёбе и работе ребёнка.

О admin

x

Check Also

Какие продукты полезны для сердца и сосудов?

Правильно питание – залог здоровья. Всем известна эта фраза. Если человек питается правильно, употребляет только полезные продукты, то он только помогает своему организму. Сердце выполняет одну из ключевых функций в организме – перекачивает кровь для осуществления полноценного обмена веществ как в органах в целом, так и в каждой отдельно взятой ...

Красивые места для фотосессий в Саратове

Небольшой обзор мест для фотосессии в Саратове Хотите провести шикарную фотосессию? Для жителей Саратова, мы подготовили список красивых мест для фотосессий в Саратове. Вам потребуется лишь умение получаться фотогеничным на фотографии, сносная камера (хорошая мыльница или полу-профессиональная зеркалка), и умение красиво запечатлеть кадры. И так приступаем. Красивые места для фотосессий ...

Мумие для волос: отзывы, для роста, в шампунь, применение

Мумие своими полезными свойствами было известно еще в глубокой древности. Добывая целебное средство высоко в горах, наши предки изготовляли из него лекарства практически от всех болезней. Сегодня мумие также имеет большую значимость, как в традиционной, так и в народной медицине. И в статье мы расскажем вам о том, чем полезно ...

Как правильно красить губы красной помадой, модные оттенки помады

Кому идёт красная губная помада? Как подобрать оттенок красного для своего типа красоты? Как правильно носить красную губную помаду? Красная губная помада – это нестареющая классика макияжа. Всегда модные карминовые оттенки, как правило, являются основой меняющихся тенденций. Несмотря на это, мало кто из женщин делает ставку на этот, всегда модный, ...