Главная » Женские штучки » Психологические изменения в младшем школьном возрасте

Психологические изменения в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст – еще один критический и сензитивный период на пути становления личности. В этом возрасте закладывается фундамент для будущей познавательной направленности к миру, оформляются важные навыки для развернутой учебной деятельности и закладывается способность к организации своих дел и саморегуляции.

Ниже мы поговорим о ключевых изменениях и их значении для становления личности ребенка.

Содержание статьи:

Психологические изменения в младшем школьном возрасте

Развитие познавательной сферы

В ходе учебы в первых классах кардинально перестраивается вся система развития детей. Активно начинает изменяться интеллектуальная компонента.

Ребенок переходит со ступени конкретно-образного на уровень словесно-логических рассуждений. Вся психическая деятельность – это сложная самообуславливаемая система, в которой на каждом этапе главенствует та или иная функция. В младшем школьном возрасте – это мышление.

Оно организует работу других структур (внимание, память, восприятие и т.п.) и делает их «интеллектуальными», то есть произвольными. Ребенок учится целенаправленно запоминать, сосредотачиваться и выискивать что-то.

На этом этапе ребенок впервые сталкивается с настоящими отвлеченными научными понятиями.

Если дошкольники решают какие-либо задачи в опоре на непосредственно воспринимаемые свойства объекта и на «житейские понятия», усвоенные от родителей, то уже в младшем школьном возрасте дети начинают учитывать и первые оторванные от наглядного восприятия термины и значения.

Но то, как каждый конкретный школьник усваивает понятия, обусловлено системой обучения. Мышление ребенка может развиваться в трех ипостасях (на самом деле они сосуществуют, однако одна обязательно доминирует):

  • — Простое оперирование с изначально заданными свойствами предмета (это схема традиционной российской школы)
  • — Эмпирическое
  • — Абстрактно-ассоциативным.

Развивающее обучение ставит своей целью развитие у ребенка теоретически-содержательного мышления, благодаря которому младший школьник учится понимать не просто саму вещь, но ее суть, законы ее существования и соотношение с другим предметным миром.

Интеллектуальная рефлексия как новообразование

Этим термином называется способность к осознанности содержания своих поступков и основание для них. Именно такая рефлексия становится первым этапом развития теоретического мышления.

В дальнейшем, это мышление проявляет себя в виде не просто оперирования заданными правилами, но и умению раскрыть его, понять взаимосвязь тех или иных явлений.

Как мы уже говорили, происходит превращение натуральных психических функций в высшие. Память, мышление, внимание, восприятие становятся произвольными, подконтрольными и целенаправленными.

Навык контроля за этими функциями обретается ребенком либо стихийно – что не очень хорошо – либо осознанно, как научение контролю за своими действиями. Внешний контроль интериоризируется (усваивается ребенком) и переходит уже во внутренний план, ребенок начинает запоминать не просто потому что «запомнилось», а для какой-то цели.

Восприятие также становится подконтрольным. Теперь ребенок учится не просто узнавать и различать вещи, но и осознанно наблюдать за ними с конкретной целью. На первых этапах деятельность восприятия направляет учитель: он помогает детям изучить какую-либо вещь или явление, указывает ученикам на правила наблюдения.

Более того, учитель показывает детям, что каждая вещь – многогранна, есть ее фундаментальные и второстепенные признаки. Например, основное свойство карандаша – писать, а все остальные характеристики несущественны, хотя имеют место быть.

Через учителя дети учатся как-либо фиксировать наблюдения, например, в виде таблиц или рисунков.

Теперь восприятие помогает детям устанавливать особые связи между вещами, рефлекторное восприятие превращается в осознанное наблюдение.

Вниманию ребенка предъявляются особые требования с первых дней в школе. Ребенок должен уметь изменять ракурсы своего внимания, по указанию учителя первоклассник должен уметь удерживать в поле внимания какой-либо предмет, который по сути не является непосредственно притягательным для ребенка.

В младшем школьном возрасте внимание развивается по следующей схеме: от концентрации на основе созданных условий, до его самостоятельного изменения и управления им. Ребенок учится распределять, концентрировать и переключать свое внимание в течение дня.

Память также переходит под контроль ребенка, если в ее основе лежат первые примитивные логические операции. Здесь важно указать первокласснику на то, что материал должен прорабатываться и специально запоминаться, а более того – особым образом структурироваться.

Например, ребенку легче будет научиться писать, если он будет знать, зачем это нужно.

Важно, чтобы учителя и родители показали ребенку его способность к запоминанию и научили приемам, которые способствуют запечатлению материала. Вот приемы, которые стоит показать детям:

  • — Специальное заучивание
  • — Активная семантическая обработка материала (например, выделение в тексте ключевых моментов, важных отрывков, составление плана последовательности и т.п.)
  • — Схематизация материала

Повторное чтение посредством разных задач при каждом перечитывании (например, вначале найти основную мысль, затем выделить героев, после – последовательность событий и т.п.)

При этом последний метод ни в коем случае не должен скатываться в зубрежку.

Важным представляется и совершенствование базового навыка чтения ребенка. Как только ребенок научился более-менее свободно читать, учителя и родители (чаще, этим занимаются именно они) должны показать ребенку различные способы чтения. Ведь изначально чтение становится учебным навыком и может быть:

  • — Просмотровое
  • — Запоминающее
  • — Изучающее
  • — Контрольное

Поскольку автор статьи является сторонником идеи развивающего обучения, то он присоединится к закономерной критики традиционного школьного подхода к работе с материалом. Во многих школах учителя развивают не истинно произвольную память, а своеобразную «школьную» форму памяти, которая строится на заучивании материала.

Именно поэтому воспроизвести какой-то конкретный отрывок или идею детям бывает трудно, так как они просто не могут вычленить ее из всего текста. Поэтому представляется важным, чтобы с первых классов родители помогали ребенку осваивать теоретическое мышление, благодаря которому ребенок может самостоятельно структурировать трудный материал и легко им оперировать как в целом, так и его частями.

Личностное развитие младших школьников

Начиная с 7 лет начинает активно изменяться и развиваться сфера мотивов и потребностей ребенка, развивается его самосознание. Возникает стремление ребенка к своему самоутверждению и праву на его принятие со стороны взрослых и сверстников, принятию его учебной деятельности и ее успехов.

Благодаря структурированной учебе, дети приобретают ответственность, которая начинает развиваться как личностная характеристика.

В рамках развивающего обучения познавательные стремления ребенка переходят в действия, ребенок не просто хочет узнать, он делает что-то для того, чтобы узнать это нечто. Для ребенка появляется значимость оценки его трудов родителями, педагогическим составом и одноклассниками.

Формируется и начальная самооценка ребенка.

Важным представляется сказать и о навыках взаимодействия. Ребенок учится работать в команде, сопоставлять свои действия с действиями других и стремится к общему результату.

В структуре личности развиваются следующие наиважнейшие компоненты:

  • — Саморефлексия и самопознание – умение устанавливать рамки своих умений («это я могу сделать сам, а здесь мне нужна помощь», «что мне необходимо, чтобы я мог сам справиться с этой задачей?»)
  • — Внутренняя схема действия (умение четко планировать и разбивать на этапы решение задачи, видеть ее конкретный результат)
  • — Произвольность действий и их внутренний контроль

Ребенок начинает контролировать свое поведение, начинает осознавать причины, по которым это нельзя, а что-то можно. Устанавливаются различия в отношениях со взрослыми и другими детьми. Берется под контроль и эмоциональная сфера: ребенок обуздывает свои эмоции.

Внешние нормы и требования интериоризируются и становятся так называемой совестью ребенка.

Начинается развитие и некоторых высших чувств:

Однако не стоит думать, что в младшем школьном возрасте эти чувства устойчивы: они переходящие и только-только начинают развиваться. Более того, начинает оформляться первичная критичность. Это качество важно тем, что оно действует в связке с мышлением.

То есть ребенок не просто узнает новую вещь и усваивает ее, но и пытается понять, почему именно так. Здесь, как мы видим, упомянутый выше способ зубрежки наоборот снимает возможность ребенка осмыслить что-либо.

В будущем этот навык развивается в стремление к поиску альтернатив и лучших путей решений, как сугубо теоретических проблем, так и житейских.

Заключение

Уровень развития новых качеств напрямую зависит от организованности и смысловой компоненты учебной деятельности. Как мы уже говорили, рефлексия ребенка может быть формализованной или содержательной, мышление может развиваться теоретически или эмпирически, а планирование и контроль по основным признакам или частным основаниям.

Таким образом, важно, чтобы родители уделяли учебной деятельности ребенка достаточно внимания, но с целью не заставить сделать что-то, а научить ребенка, как можно это «что-то» сделать лучше. К сожалению, сегодняшняя система среднего образования не всегда опирается на знания закономерностей развития детей в этом сензитивном периоде.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

О admin

x

Check Also

Какие продукты полезны для сердца и сосудов?

Правильно питание – залог здоровья. Всем известна эта фраза. Если человек питается правильно, употребляет только полезные продукты, то он только помогает своему организму. Сердце выполняет одну из ключевых функций в организме – перекачивает кровь для осуществления полноценного обмена веществ как в органах в целом, так и в каждой отдельно взятой ...

Красивые места для фотосессий в Саратове

Небольшой обзор мест для фотосессии в Саратове Хотите провести шикарную фотосессию? Для жителей Саратова, мы подготовили список красивых мест для фотосессий в Саратове. Вам потребуется лишь умение получаться фотогеничным на фотографии, сносная камера (хорошая мыльница или полу-профессиональная зеркалка), и умение красиво запечатлеть кадры. И так приступаем. Красивые места для фотосессий ...

Мумие для волос: отзывы, для роста, в шампунь, применение

Мумие своими полезными свойствами было известно еще в глубокой древности. Добывая целебное средство высоко в горах, наши предки изготовляли из него лекарства практически от всех болезней. Сегодня мумие также имеет большую значимость, как в традиционной, так и в народной медицине. И в статье мы расскажем вам о том, чем полезно ...

Как правильно красить губы красной помадой, модные оттенки помады

Кому идёт красная губная помада? Как подобрать оттенок красного для своего типа красоты? Как правильно носить красную губную помаду? Красная губная помада – это нестареющая классика макияжа. Всегда модные карминовые оттенки, как правило, являются основой меняющихся тенденций. Несмотря на это, мало кто из женщин делает ставку на этот, всегда модный, ...