Главная » Женские штучки » Санкт-Петербург – Москва: доходные дома против городских усадеб

Санкт-Петербург – Москва: доходные дома против городских усадеб

В Питере, честно говоря, я бываю странно. И тем, что обычно обхожу стороной традиционные туристические маршруты.

И тем, что всякий раз этот город показывается мне с какой-то нехарактерной для него стороны: то розы цветут в октябре, то в июне стоит небывалая для Северной Пальмиры жара. Так что хрестоматийной питерской хмури я, считайте, и не заставала.

Хотя…этим летом на третьи сутки всё-таки пошёл дождь, и в память прочно врезался кадр: ритмичное чередование прямоугольников-кварталов с просветами улиц в окне машины, летящей по пустому городу в четыре утра, когда мосты только-только свели.

Потом, уже в Москве, я неспешно прогулялась по низенькой и такой домашней Малой Никитской. И вдруг меня осенило: контраст между пышной и ныне несколько ветхой официальностью Питера и милой патриархальностью Москвы основан на том, что застроены эти города разными типами зданий.

Лицом старой столицы можно считать городскую усадьбу, а северной – доходный дом.

Нет, конечно, доходные дома – и весьма немало – есть и в Москве. Именно их фасады составляют значительную часть Бульварного и пока ещё значительную часть Садового кольца.

Точечно возводились они в конце XIX-начале XX столетий и в Зарядье, и даже в арбатских переулках. И всё же – нестоличная и потому неспешная на протяжении двух веков Москва – это усадьбы.

Санкт-Петербург – Москва: доходные дома против городских усадеб

Москва. Дом Охотникова-Шуваловых на Поварской. Угловая часть под куполом, ныне перестроенная в концертный зал, была домовой церковью

Если пройтись по старым московским улочкам, планомерно вглядываясь в здания, то можно заметить такую вещь: большинство особнячков XIX века, несмотря на всё разнообразие внешнего декора, — довольно однотипны. Это – трёхэтажные домики с низенькими, часто полуподвальными первыми этажами (как вариант – вообще без таковых). Второй этаж у них высокий – его окна, выходящие на фасад, — большие и светлые.

Третий этаж – опять низкий, иногда его заменяет мансарда или какие-то надстройки на крыше, иногда – деревянные, на доме, который кажется каменным. Перед нами – типичная дворянская городская усадьба.

Санкт-Петербург – Москва: доходные дома против городских усадеб

Москва. Городская усадьба князей Гагариных на ул. Поварской

Особняки такого рода были рассчитаны на круглогодичное проживание дворянской семьи. А значит – в них должно было уместиться всё необходимое в том укладе и должны были найти приют все участники тогдашней жизни, то есть, помимо самих господ, — многочисленная дворня: горничные, лакеи, повара, кучера.

Весь этот люд и обитал обычно в невысоком первом этаже, где размещались также всякие хозяйственные службы.

Для слуг предназначались и разнообразные пристройки, которыми городские усадьбы изобиловали. В особенно богатых домах, хозяева которых имели собственные выезды, частью архитектурного ансамбля становился также крытый манеж – разумеется, не круглый, как в цирке, а прямоугольный.

Присмотритесь – перестроенные во что только подсказывала нужда и фантазия манежи — там, где они сохранились – также хорошо видны.

Санкт-Петербург – Москва: доходные дома против городских усадеб

Москва. Конный манеж усадьбы Гагариных (ныне перестроен в офисный центр).

Что же касается хозяев дома, то жили они не в высоком втором, как следовало ожидать, а…на третьем этаже. Да-да, в тех самых низеньких деревянных надстройках.

Кстати, открою вам секрет, сами дома, хоть и кажутся каменными под толстым слоем штукатурки и лепнины, на самом деле частенько – тоже деревянные.

Санкт-Петербург – Москва: доходные дома против городских усадеб

осква. Городская усадьба купца Шлоссеберга (начало XX века).

Здесь парадным является высокий первый этаж.

Для кого же в таком случае предназначался самый основательный, высокий и светлый второй этаж дома? Ни за что не угадаете.

Для…гостей.

Разнообразные балы и приёмы были неотъемлемой частью дворянского быта XIX столетия. Именно на них и благодаря им функционировала в то время пресловутая ярмарка невест — ведь единственной общественно одобряемой возможностью для молодого человека увидеть девушку из дворянской семьи был её выезд в свет, чуть ли не единственной возможностью переброситься парой слов наедине – совместный танец.

При этом понятно, что, вывозя дочь на приёмы к одним-другим-третьим знакомым, её родители должны были и сами озаботиться устройством ответных праздников, на которых, в свою очередь, имели бы возможность появиться барышни из всех перечисленных семей.

Совсем не устраивать никаких не то что раутов, но даже гостиных с чаепитием могли позволить себе лишь семьи, в которых не было дочерей. (Вспомните, как лаконично описано в Евгении Онегине мотовство отца главного героя – давал три бала ежегодно. Ну и зачем, спрашивается).

Зато уж потенциальные женихи были заранее отсматриваемы заботливыми родителями и приглашаемы так, что им приходилось буквально разрываться. Вспомним того же Онегина – три дома на вечер зовут.

Итак, балы были важной частью уклада, и их надо было где-то устраивать. Для этого и служили высокие парадные этажи городских усадеб. Даже после многочисленных перестроек прошедшего века мы ещё можем увидеть в них центральные лестницы, ведущие от главного входа прямо наверх.

Кое-где распознаваемы также круговые вереницы – анфилады – комнат, с непременной в их числе танцевальной залой, в непосредственной близости от которой часто оказывался хозяйкин будуар. (Который, к слову, вовсе ни разу не спальня, а своеобразный дамский кабинет, где притомившаяся от танцев хозяйка могла провести какой-нибудь не особо предназначенный для чужих ушей разговор с человеком из числа родственников или близких знакомых семьи).

Освещение и, особенно, отопление высоких просторных зал было делом недешёвым. А потому в полную меру протапливались они лишь непосредственно перед приездом гостей.

Всё остальное время, как уже говорилось, хозяйская семья жила наверху, подальше от входа, в комнатах, потолки которых были гораздо ниже.

В таких интерьерах обитают, например, герои Войны и мира. Роман Толстого вообще становится гораздо проще читать, если в какой-то момент осознать, что диванная, две гостиных и библиотека дома Ростовых, в которой умещаются также клавикорды и арфа, – это, несомненно, второй, парадный этаж в отсутствии гостей мебель в этих комнатах затягивается в чехлы.

А вот детская, комнаты девочек и коридор, где стоит место печали женщин молодого поколения дома Ростовых — нянин сундук – это жилой третий. И уж, конечно, чёрная калитка, у которой условились ждать Наташу приехавшие похитить её Долохов и Анатоль Курагин находится совсем не рядом с парадными воротами, куда, по какой-то странной прихоти, поместили её авторы экранизации 2007 года.

Совсем иной век и иной мир – доходные дома Петербурга.

Доходный дом как тип сооружения вошёл в отечественную архитектуру в конце XIX – начале XX века (в Европе он появился чуть раньше). Ни о каких собственных усадьбах, балах и выездах для большей части русского дворянства речь к тому времени уже не шла.

Санкт-Петербург – Москва: доходные дома против городских усадеб

Санкт-Петербург. Доходный дом А.И.Касаткина на ул. Правды

После отмены крепостного права дворяне жили по большей части в городах, и жили на жалование. (При этом, понятно, что в столичном Петербурге разнообразных служащих было поболе, нежели в Москве). Основным типом жилья к тому времени становится квартира, которая хотя и могла занимать порой целый этаж и включать не один десяток комнат, однако же никаких помещений, пустующих специально в ожидании появляющихся несколько раз в год гостей, не предполагала.

Квартиру в пять-семь комнат к тому времени мог себе позволить не самый низкооплачиваемый служащий вроде врача (особенно, имеющего частную практику). Что же до народа попроще – служащих, студентов, — то они и жильё снимали соответствующее – комнаты и углы.

Разнообразные собрания людей, где в одной квартире, помимо хозяев, собран ещё целый паноптикум жильцов-арендаторов – типичная ситуация романов Достоевского.

Более того, мир Достоевского – это именно мир доходных домов – многоэтажных зданий, расположенных вплотную друг к другу: так, чтобы предоставить застройщику максимально возможную площадь. При этом никто и не думал заботиться о свете во внутренних двориках и размере выходящих на них окошек – всё равно на каждую, пусть даже самую непрезентабельную, комнатёнку в столичном Петербурге нашёлся бы свой арендатор. Лепниной и хоть какими-то архитектурными украшениями в подобных зданиях также могли похвастаться только внешние стены.

Вот из таких многоэтажек XIX века и собраны питерские кварталы-прямоугольники.

Санкт-Петербург – Москва: доходные дома против городских усадеб

Санкт-Петербург. Доходный дом князя А.Д.Мурузи на Литейном проспекте

Так что две российские столицы в архитектурном плане – это просто два разных века. Хотя Москва с её бурными реконструкциями XX столетия уже вполне может носить титул город-эклектика.

А в Питере – знаете, на серых стенах домов (облизанные морскими ветрами фасады теперь почему-то упорно тяготеют к серо-бурому тону) то там, то здесь попадаются милейшие балкончики, засаженные пёстрой петунией. В общем, везде люди живут.

Санкт-Петербург – Москва: доходные дома против городских усадеб

Иллюстрация сверху: Шалаев Алексей. Театральная площадь. Из серии Старая Москва

О admin

x

Check Also

Какие продукты полезны для сердца и сосудов?

Правильно питание – залог здоровья. Всем известна эта фраза. Если человек питается правильно, употребляет только полезные продукты, то он только помогает своему организму. Сердце выполняет одну из ключевых функций в организме – перекачивает кровь для осуществления полноценного обмена веществ как в органах в целом, так и в каждой отдельно взятой ...

Красивые места для фотосессий в Саратове

Небольшой обзор мест для фотосессии в Саратове Хотите провести шикарную фотосессию? Для жителей Саратова, мы подготовили список красивых мест для фотосессий в Саратове. Вам потребуется лишь умение получаться фотогеничным на фотографии, сносная камера (хорошая мыльница или полу-профессиональная зеркалка), и умение красиво запечатлеть кадры. И так приступаем. Красивые места для фотосессий ...

Мумие для волос: отзывы, для роста, в шампунь, применение

Мумие своими полезными свойствами было известно еще в глубокой древности. Добывая целебное средство высоко в горах, наши предки изготовляли из него лекарства практически от всех болезней. Сегодня мумие также имеет большую значимость, как в традиционной, так и в народной медицине. И в статье мы расскажем вам о том, чем полезно ...

Как правильно красить губы красной помадой, модные оттенки помады

Кому идёт красная губная помада? Как подобрать оттенок красного для своего типа красоты? Как правильно носить красную губную помаду? Красная губная помада – это нестареющая классика макияжа. Всегда модные карминовые оттенки, как правило, являются основой меняющихся тенденций. Несмотря на это, мало кто из женщин делает ставку на этот, всегда модный, ...