Главная » Женские штучки » Творчество как стратегия

Творчество как стратегия

19 декабря в культурном центре Покровские ворота состоится встреча с протоиереем Андреем Лоргусом, посвященная выходу Книги о счастье. Книга была написана отцом Андреем — священником и психологом — как свидетельство того, что каждый человек может быть счастлив.

Творчество как стратегия

Вот о чем наша книга — о том, как, принимая все стороны жизни, горькие и сладкие, быть счастливым. Как можнопозволить себе быть счастливым?

Как выстоять в счастье, не оставаясь лишь в падшем и земном, как жить перед Ликом Божьим, как ходить перед лицом Вечности? Если вы принимаете дар жизни и благодарите, то вы уже можете быть счастливы.

Если вы открываете свое сердце счастью, то оно счастьем наполняется!

…Счастье нельзя назвать переживанием. Счастье — это сверхъестественн ая стратегия вашей жизни! Счастье — это то, как мы живем.

Вот об этом мы и поговорим.

Предлагаем читательницам портала отрывок из книги, посвящённый теме творчества.

Мы обречены на творчество

Говоря о творчестве, многие сразу представляют художника, писателя или скульптора – людей так называемых творческих профессий. Я бы сказал, что это верно, но этого недостаточно. Каждый человек не просто имеет в своей жизни место для творчества, но он обязан творить, потому что чуть ли не каждый час оказывается в ситуации, где слишком много неопределенностей, где перед ним возникает новая задача, не имеющая аналогов.

Простой пример: водитель ведет машину. Дорога никогда не бывает совершенно одинаковой, каждое мгновение ситуация на дороге меняется, и ему надо принимать, по сути, новые решения. Можно назвать это микро-творчеством, но в нем все равно есть элементы настоящего творчества.

Выходит, каждый человек обречен каждый день творить себя, свою личность и творить свою жизнь. Человек является творцом по своей природе, творчество заложено в нем как неотъемлемое проявление образа и подобия Божьего.

Об этом говорили почти все Святые Отцы, начиная с Оригена и Василия Великого.

В отличие от других существ, человек — незапрограммированное существо, у него нет типового поведения. Хотя иногда люди стремятся к поведению по шаблону, по какому-то уже известному, сложившемуся автоматизму, навыку, по инструкции.

Почему это происходит, почему мы избегаем творчества в своей жизни? Потому что творчество — это ответственность и риск, ведь каждое самостоятельное решение может быть ошибочным. Люди, которые с детства боятся допускать ошибки, обычно очень осторожны и с подозрением относятся к творчеству, потому что творчество — это свобода и, следовательно, ответственность.

А ответственность сопряжена с тревогой, со страхом быть наказанным, быть осмеянным за ошибку или неудачу.

Комплекс отбитых рук

Как правило, эта проблема укоренена в детстве. В каждом ребенке творчество проявляется чуть ли не с младенчества.

Дети — чрезвычайно творческие, энергичные, радостные существа. Они все время готовы что-то делать, трудиться, постигать что-то новое, пока им не отбивают руки, как говорят в народе. Вот самые простые вещи: мама не обращает внимания на рисунок, который завершил ребенок, или домик, который он построил, или машинку.

Просто не обращает… Ей все равно, она занята чем-то своим. Когда отец говорит мальчику, который мечтает построить лодку или самолет: Да что ты!

У тебя ничего не получится. Ты это не сможешь.

Такие слова ложатся слой за слоем в душу мальчика с раннего детства.

К сожалению, мы, взрослые, виноваты перед детьми: мы можем ляпнуть ребенку, что у тебя руки не из того места растут, а ребенок слышит это как ужасный приговор. Ведь дети некритически воспринимают слова взрослых.

Они не могут осознать, что взрослые в этом выражают свою эмоцию или какие-то опасения, а вовсе не оценку своего ребенка. И дитя выносит из этого неосознанное, но очень глубокое и твердое убеждение, что он самый беспомощный и бесталанный, что не стоит даже и начинать какое-то новое дело, потому что все равно ничего не получится.

И для того, чтобы не убеждаться в этом лишний раз, безопасней просто ничего не делать. Родителям важно понять, что этого ни в коем случае нельзя допускать.

Но если в детстве ребенку руки отбили, то это очень трудно в зрелости преодолеть. Возможно, но очень трудно.

Для этого нужно, конечно, мужество, риск изменить себя, изменить привычки души. Важно, чтобы человек осознал, что у него такой комплекс есть — комплекс неудачника, неумелого человека и т. д., потому что за долгие годы перестаешь это замечать за собой.

Творчество как стратегия

Во-первых, на пути преодоления этого комплекса необходимо позволить себе совершать ошибки. Это очень важно, потому что без ошибок не бывает ни творчества, ни учебы. Во-вторых, надо полюбить само дело.

Если мы, начиная дело, скорее стремимся к результату, то, очевидно, мы сделаем это дело не очень хорошо, некачественно. Надо полюбить сам процесс.

В этом смысле мальчики могут поучиться у девочек, потому что мальчики настроены на успех, на результат, а девочки нацелены чаще на процесс, им это больше нравится.

И последнее: не стоит рассчитывать, что все получится с первой попытки, так почти никогда не бывает. Нужно настроить себя на то, что попыток может быть несколько, что придется не раз возвращаться к начатому и делать, делать, делать, пока не достигнешь результата.

Но, вообще-то говоря, с серьезным комплексом неполноценности надо работать со специалистами, это уже путь психотерапии.

Творчество как процесс

Здоровой душе творчество доставляет величайшую радость, несмотря на ответственность, на риск и связанную с ним тревогу, потому что в творчестве есть несколько очень важных эмоциональных моментов.

Во-первых, это ощущение себя могущим. Не могущественным, а могущим, т. е. ощущающим свои способности, возможности, таланты, навыки, способности, знания и т.д.

Ведь когда ребенок играет, у него коробочка из-под чего-то превращается в машинку, а, скажем, какие-то флакончики — в ворота, или он из кубиков строит домик и играет с этим. Таким образом, ребенок реализует возможность представлять, возможность творить, преображать, создавать свой мир.

Может быть, это одно из самых замечательных проявлений творчества, ребенок в этот момент — по-настоящему творец, без всякой рефлексии. Он, конечно, не знает, что это так называется, но для него это величайшая радость, ему это нравится.

Вот так и взрослый человек — ему тоже доставляет величайшее удовольствие и радость, что он что-то сам может. Когда человек садится за письменный стол, берет бумагу, карандаш или ручку, в этот момент он, если будет внимателен к себе, может ощутить некий внутренний подъем, какую-то тихую радость — предвкушение созидания.

Даже если он просто напишет одну букву на чистом листе, но напишет ее с удовольствием, красиво (это могут быть его инициалы или первая буква имени любимого человека), он сотворит нечто новое, небывалое. Такую же радость предвкушения я видел в глазах людей, которые берут топор и готовятся обтесывать бревно, чтобы построить дом. Начинается рабочий день, они собираются строгать доски, устанавливать стропила или поперечину… Казалось бы, ежедневная рутина!

А люди могут испытывать прекрасное ощущение своих возможностей и сил, предстоящего созидания.

Во-вторых, творчество как поиск решения всегда увлекательно, это занимает и детей, и взрослых. Мы видим энтузиазм ученого — это ведь не только стремление к самореализации, к открытию, но это ежедневный труд, который приносит радость. Он далеко не всегда бывает успешным, но ученый радуется самому процессу поиска, даже еще до результата.

Ведь насладиться результатом — это одна сотая часть всей радости творчества. Кстати говоря, многие творческие люди свидетельствуют, что, когда какая-то работа завершена, они быстро теряют к ней интерес.

Но, как мы уже говорили, творчеству сопутствует риск. Ведь чаще всего девять ошибок приходится на одно удачное решение, и это нормально. Конечно, странно было бы радоваться неудаче, но она не должна отнять радости творчества.

Сделав паузу и поразмыслив над своей ошибкой, человек понимает, что эта ситуация его даже подзадоривает, побуждает искать правильное решение. Он продолжает творить, ему опять интересно.

Иногда, бывает, устанешь и бросишь все, больше даже думать не можешь о работе. Но, проснувшись рано утром, опять возвращаешься к своим задачам. Так что не надо думать, что творчество — это всегда победа, радость, наслаждение.

Вовсе нет. Это очень часто неудачи, а иногда — болезненные провалы. А когда речь идет о каких-то серьезных поисках, когда это стоит здоровья или жизни человеческой, это просто трагедия.

Жизнь не может быть принесена в жертву творчеству, Господь так не устраивал мир. Когда ученые испытывают новое оружие, сколько людей погибает!

Это ужасно. Творчество не должно выходить за пределы человека, уничтожая его самого.

Красота спасет мир

С другой стороны, очень важно увидеть в творчестве еще и некую эстетику, которая всегда эмоционально окрашена. Рассказывают, что знаменитый авиаконструктор Туполев, сидя в шарашке, чертил крыло самолета и вдруг говорит: Некрасивое крыло.

Оно не полетит. Красота — непременный атрибут творчества. Мне посчастливилось, я был знаком с несколькими разными людьми-специалистами в своей рабочей профессии.

Один был кузнец, другой был хороший плотник, третий — столяр, а четвертый — токарь-станочник. Я наслаждался, глядя на то, как они работают.

И им процесс работы доставлял радость. Я это видел: кто-то пел, кто-то частушки сочинял, кто-то любовался только что выточенной деталью.

И это при том, что некоторые из этих профессионалов были уже погибающими алкоголиками. Но радость творчества у них было не отнять, и они любовались своей работой.

Например, кузнец, обрабатывая горячую заготовку, обращает внимание на то, каким цветом она светится.

И ведь Бог, сотворив мир, все время приговаривал: Хорошо весьма, то есть для Бога тоже существует эстетика. И в основании мира, при творении солнца, луны, земли и неба, была красота. Адам с Евой, Эдем и вся земля, несомненно, были красивые.

Несомненно — потому что все это создавалось с любовью, а красота есть не что иное, как образ любви. И знаменитая фраза Достоевского: Красота спасет мир — об этом, она должна пониматься исключительно по-библейски, потому что за красотой стоит любовь, которая уже спасла мир. И еще спасет.

Поэтому и процесс творчества сам по себе очень радостный и любовный.

О admin

x

Check Also

Можно ли при беременности пить ношпу

Всем известно, но-шпа является спазмолитиком. Во время беременности женщины прибегают к приему таблеток. И причина всему – тонус матки. Бывают такие случаи, что врачебное вмешательство действительно необходимо. И именно в этих случаях гинеколог назначает прием лекарственных препаратов, в том числе, и но-шпы. Конечно же, он рассчитывает правильную дозировку, учитывая при ...

Вздутие живота при беременности: признаки, лечение

На протяжении всей беременности, начиная с ее самых первых недель, организм женщины претерпевает изменения, в результате которых состояние будущей матери постоянно меняется. Одно из первых неудобств, которое появляется в ее жизни – это вздутие живота при беременности. Если у небеременной женщины ежедневно газы отходят от 20 до 40 раз в ...

33 неделя беременности: вес ребенка, шевеления плода, возможные роды

На 33 неделе беременности ребенок уже достаточно дозрел для того, чтобы даже самостоятельно дышать, если он родится раньше времени. Поэтому поводов для беспокойства на этот счет у мамы уже не должно быть. А вот что заставляет беспокоиться, так это усиливающиеся симптомы, которые начинают и раздражать, и вызывать чувство усталости. Впрочем, ...

Сколько спит новорождённый малыш: следим за сном ребёнка

Сколько должен спать новорождённый ребёнок: нормы часов сна для деток разных возрастов, советы по приучению ребёнка к «тихому часу» Каждую женщину, которой предстоит стать мамой или которая уже стала ею (неважно, в каком возрасте), всегда будет беспокоить множество вопросов, относительно одежды, кормления, игрушек, обустройства комнаты и так далее – ведь ...