Главная » Женские штучки » Ученость как культ

Ученость как культ

Ученость как культ

Полнота счастья – иметь время читать книги

иметь время помогать людям

обладать достаточной ученостью,

чтобы писать книги быть избавленным

от обязанности выслушивать споры

иметь знающих и верных друзей.

Чжан Чао. Прозрачные тени снов

В выставочных залах Музеев Московского Кремля царит особенная, изысканная атмосфера интеллектуального и эстетического гедонизма: здесь открылась выставка китайского декоративно-прикладного искусства, живописи и предметов интерьера династии Мин (1368 – 1644) из собрания Шанхайского музея. Искусные изделия из шелка, нефрита, золота, серебра, бронзы, фарфора, дерева, эмалевые и лаковые произведения рассказывают о серебряном веке китайской культуры, когда ученость, образование и всесторонняя развитость ума стали настоящим культом.

Эпоха государственного могущества и активного экономического роста Китая этого периода обусловила стремительное развитие искусства и культуры. При первых же правителях династии обязательным условием для продвижения по службе стал определенный уровень знаний, что стимулировало распространение и престиж учености, стремление к интеллектуальному совершенству. Идеальный портрет образованного человека того времени — ученый, философ, поэт и каллиграф, тонкий ценитель литературы, музыки, коллекционер, предающийся ученым занятиям в окружении изящных произведений.

Предметом его собирательства были произведения из редких и ценных материалов, например, сандалового дерева, рога носорога, слоновой кости, жемчуга, причем особенно ценились образцы старинной работы.

Ученость как культ

Ваза с изображением традиционного сюжета С цитрой навещаю друга. Цзиндэчжэнь.

Середина XV века. Фарфор, подглазурная роспись.

Преклонение перед образованностью и эстетической утонченностью нашло отражение и в сюжетах декорации предметов интерьера, например, в росписи фарфоровых ваз, производство которых в минскую эпоху было чрезвычайно престижным и многотрудным занятием. Синий подглазурный рисунок, изображающий занятия мудреца или человека с цитрой в руках (сюжет с цитрой навещаю друга), нанесен удивительно легкими и свободными, но в то же время точными штрихами. Гармоничный узор искусно заполняет поверхность сосудов и окантовывает сюжетные композиции.

Выполненные в частных мастерских, такие вазы часто украшались сценками странствий ученых мужей и четырех занятий ученого (игра на цитре, китайские шахматы и шашки, каллиграфия и живопись).

Ученость как культ

Цинь (китайская цитра). Павловния, сандал, раковина устрицы, резьба, лак.

Китайская цитра или цинь — струнный щипковый инструмент — была настолько популярна в эпоху династии Мин, что даже люди, не владеющие искусством игры, считали обязательным иметь ее у себя. К тому же сложно представить, что среди их друзей не было хотя бы одного музыканта, который мог периодически услаждать игрой слух владельца инструмента.

Представленная на выставке цинь выполнена из древесины павловнии в виде бананового листа с тщательно переданной фактурой, декорирована раковиной устрицы, а ее мягкий звук, напоминающий дождь и ветер в зеленых зарослях, можно услышать в помещенных рядом наушниках. Этот инструмент происходит из коллекции безымянного владельца, чей дом благодаря ей был назван домом двенадцати цитр.

Ученость как культ

Шкатулка с крышкой. XVI век.

Дерево, резьба, лак.

Одна из жемчужин экспозиции — шкатулка, покрытая множеством слоев красного лака тихун и украшенная тончайшей резьбой в виде листьев и плодов личи. Благодаря своей легкости, прочности и влагостойкости такие изделия приобрели большую популярность.

Тонкий изящный рельеф плавно изогнутыми замысловатыми линиями окутывает всю поверхность шкатулки и воспроизводит даже едва заметные ворсинки плодов личи, традиционного орнамента, олицетворяющего удачу.

Ученость как культ

Цветы и птицы. Династия Цин, период Цяньлун (1736–1795).

Узорчатый шелк, ткачество, вышивка, роспись.

Символизм и смысловое богатство — неотъемлемые черты китайского искусства. Шелковые панно жанра цветы и птицы, особенно распространенного в эпоху Мин, с выпуклым тканым узором и росписью сплошь наполнены зашифрованными иносказаниями. Яркие цвета, переливающиеся сотнями оттенков, и филигранный узор линий создают умиротворенный, радостный образ, пронизанный символическими пожеланиями.

Название птичек-мухоловок, влюбленно воркующих на ветке яблони, в китайском языке созвучны слову долголетие, грибы линчжи олицетворяют счастье и исполнение желаний, а китайская роза и китайская яблоня — богатство и знатность.

Ученость как культ

Группа из 66 фигур почетного погребального эскорта. Керамика, скульптурная моделировка, поливная глазурь.

Уникальная керамическая свита знатного чиновника, найденная в гробнице члена императорского дома, тоже была выполнена как благопожелательный дар усопшего своим потомкам. Почетный эскорт состоит из 66 глазурованных или раскрашенных фигурок, выстроенных в строгом церемониальном порядке. Впереди стоят, показывая дорогу, шесть всадников в доспехах, за ними три музыканта, далее за двумя учеными мужами, едущими верхом на конях, следует вереница пеших ученых и музыкантов, за которыми восемь носильщиков несут большой паланкин, предназначенный для хозяина гробницы.

Следом за ним шествуют другие персонажи с маленьким паланкином и креслом, покрытым звериной шкурой, а завершается процессия дорогим предметом обихода, свидетельствующим о статусе владельца, — высокой кроватью, а также носилками, сундуками, ширмой, подсвечником. Обобщенные, не персонифицированные образы выполнены в едином цветовом аккорде и тщательно детализированы, создавая стройный и степенный ритм торжественной процессии.

Ученость как культ

Сюй Вэй. Пион, листья банана и камни.

XVI век. Бумага, тушь.

Не только многие достижения китайской науки и техники, как, например, фарфор и порох, но и эстетические принципы этой самобытной культуры нашли отзвук в последующие столетия в странах Европы. Прекрасный монохромный пейзаж-свиток Сюй Вэя поражает своей минималистичной выразительностью и смелостью трактовки пространства.

Абстрактные образы с размытыми очертаниями предвосхищают эстетику черно-белой фотографии XX века.

Ученость как культ

Кабинет ученого. Мебель времени династии Мин.

Таким же временным резонансом отзываются и предметы обстановки кабинета ученого, в четких линиях которых угадываются черты последующих эпох, особенно стилей модерн и ар-деко, на образность которых китайское искусство оказало непосредственное влияние.

В конце X века каллиграф Су Ицзянь завершил создание сборника Четыре свода о кабинете ученого, в котором несколько свитков посвящены кистям, туши, бумаге и тушечнице как четырем сокровищам кабинета. Помимо этих предметов обстановку кабинета дополняли многочисленные вспомогательные вещицы: капельницы для разведения туши, кувшинчики для наливания воды в тушечницу, полоскательницы, подставки и стаканчики для кистей, подставки для плиток туши, опоры для руки во время письма.

Многие из этих изящных предметов можно увидеть на выставке в Кремле.

Ученость как культ

Подогреваемая тушечница. Бронза, литье, резьба.

Но обязательным атрибутом жилища интеллектуала были еще и декоративные статуэтки, вазы, милые и изящные предметы для украшения интерьера и просвещенного досуга, рассказывающие о тонком вкусе и пристрастиях хозяина. Многие из них, выполненные из полупрозрачного нефрита, слоновой кости или расписного фарфора, повторяли формы древних китайских бронзовых сосудов и красноречиво свидетельствовали о преклонении минской элиты перед древностью.

Эта почтительное отношение к древности выразилось и в сознательной ориентации мастеров на антикварные формы, и в искусной имитации состаренных временем фактур, например, потертой позолоты, как на бронзовом кубке для украшения интерьера. Цвет потемневшей бронзы с вкраплениями золота — распространенный в то время прием, придающий изделию элегантность и шарм старины.

Ученость как культ

Кубок в форме сосуда для вина Гу. Бронза, литье.

Уникальные вещи, свидетели удивительной эпохи расцвета учености и утонченного эстетизма, передают строгую и в то же время изощренно прекрасную атмосферу загадочной страны, которая при ближайшем знакомстве оказывается не столь уж чуждой нам, несмотря на разделяющие нас столетия и культурные стереотипы. Заключенные в ее художественных традициях возможности и обещания, отчасти выполненные последующими временами, открывают для нас необъятный мир эстетических сокровищ, над глубиной, актуальностью и современностью которых так интересно размышлять.

Если человек не умеет размышлять,

даже прочти он гору книг,

заслужит лишь, чтобы его

назвали книжным шкафом.

Сюй Сюэмо. Назидательные речи из сада Возвращения к Сущему.

О admin

x

Check Also

Какие продукты полезны для сердца и сосудов?

Правильно питание – залог здоровья. Всем известна эта фраза. Если человек питается правильно, употребляет только полезные продукты, то он только помогает своему организму. Сердце выполняет одну из ключевых функций в организме – перекачивает кровь для осуществления полноценного обмена веществ как в органах в целом, так и в каждой отдельно взятой ...

Красивые места для фотосессий в Саратове

Небольшой обзор мест для фотосессии в Саратове Хотите провести шикарную фотосессию? Для жителей Саратова, мы подготовили список красивых мест для фотосессий в Саратове. Вам потребуется лишь умение получаться фотогеничным на фотографии, сносная камера (хорошая мыльница или полу-профессиональная зеркалка), и умение красиво запечатлеть кадры. И так приступаем. Красивые места для фотосессий ...

Мумие для волос: отзывы, для роста, в шампунь, применение

Мумие своими полезными свойствами было известно еще в глубокой древности. Добывая целебное средство высоко в горах, наши предки изготовляли из него лекарства практически от всех болезней. Сегодня мумие также имеет большую значимость, как в традиционной, так и в народной медицине. И в статье мы расскажем вам о том, чем полезно ...

Как правильно красить губы красной помадой, модные оттенки помады

Кому идёт красная губная помада? Как подобрать оттенок красного для своего типа красоты? Как правильно носить красную губную помаду? Красная губная помада – это нестареющая классика макияжа. Всегда модные карминовые оттенки, как правило, являются основой меняющихся тенденций. Несмотря на это, мало кто из женщин делает ставку на этот, всегда модный, ...